Словно жаркие разговоры, заонежские узоры Vkontakte@kizhi

Нина Алехина в магазине «Русская вышивка» на Старом АрбатеНа конкурсе «Серебряная нить». Коллекция 2000 годаВышивальщица Миляуша МельниковаВокальная группа Калевальского р-на в костюмах ООО«Карельские узоры»Экспериментальный участок «Карельских узоров»

К 75-летию ООО «Карельские узоры»

«Научила меня мама, как тебя приворожить мне, закружить тебе головушку витыми кружевами, чтоб от этой от дорожки захмелела голова», «Обронила в волны вышивку волшебную свою»… Так пели заонежские вышивальщицы о своем промысле, пережившем века. Рукоделие и песня на Руси всегда были рядом, помогая друг другу. Вышивание — ремесло старое как мир. Учили ему с малолетства. Вышивали не только в крестьянских семьях, городские барышни тоже хорошо владели иглой. Русские женщины вышивали не только ради красоты. Украшенные особым рисунком полотенца, рубахи становились оберегами для дома, для мужа, для детей… Все богатое представление о мироустройстве отражалось в художественных изделиях, всегда занимавших почетное место в заонежских домах. Народный быт невозможно представить без красоты, вышитой женскими руками.

Заонежье — северный край, давно прославившийся своими мастерицами, которые по сей день находят сюжеты для своих работ в окружающей природе, в старых былинах, сказах, преданиях, передающихся из поколения в поколение.

2004 год — год 75-летия известного в Карелии предприятия художественного промысла «Карельские узоры», хранящего и развивающего древние традиции вышивания.

Вчера

XIII-XIV века — время заселения Заонежского полуострова выходцами из Великого Новгорода, которые принесли в те края и древнее искусство вышивания. Правда, постепенно новая обстановка для жизни и другие природные условия вытеснили старые новгородские вышивальные сюжеты. Но традиционные сюжетные линии, заимствованные из окружающей природы — листья, цветы, птицы, звери, жили еще очень долго.

20 сентября 1929 года в селе Хашезеро Заонежского района была создана артель «Хашезерская вышивка». Первым ее председателем была Парасковья Назарова. За годы предприятие меняло свое название и подчиненность, но неизменным оставалось изучение, сохранение и развитие народной вышивки Заонежья. Мастерицы украшали полотенца, скатерти, подзоры, рубахи цветущими кустами, чудо-львами и павами, уточками и всадниками, свадебными сценами при помощи техники двухстороннего шва, тамбурного шва, тамбура по сетке.

Лучшие произведения — белые льняные полотенца, прошвы, салфетки с самого начала существования промысла экспонировались на всероссийских выставках, на Всемирной выставке в Париже, экспортировались в далекие от Заонежья Канаду, США, Великобританию, Францию.

В 30–50 годы прошлого столетия известная артель имела свои мастерские в десятках деревень. В промысле было занято до 400 человек. Вышивали крестом, строчевым швом. Лучшие вышивальщицы выполняли специальные заказы для выставок и ярмарок. В 1937 году на международной выставке народного искусства в Париже, в 1939 году на международной выставке «Строительство завтрашнего дня» в Нью-йорке представлялись столовое белье, дамские платья, блузки, дорожки, полотенца.

12 июня 1941 года артель «Заонежская вышивка» прекратила свою деятельность. Предприятие было разрушено белофиннами. Сразу же после освобождения района в октябре 1944 года организатор и бессменный руководитель мастерской Парасковья Григорьевна Назарова принялась за возрождение своего детища. Непросто это было — ведь разворованным оказалось все оборудование, рассыпался коллектив. Из довоенного состава только двенадцать человек вернулись на свои места. Набирали и обучали молодежь. И уже в первом полугодии 1945 года артель перевыполнила план.

Люди всегда были особой гордостью «Заонежской вышивки», ее золотым фондом. Значительный период ее истории связан с именем известного художника-прикладника Василия Михайловича Агапова. По его эскизам вышивальщицы выполняли многие, ставшие знаменитыми художественные работы и предметы быта, которые пользовались большим спросом не только в Карелии, но и в Москве.

Имена заонежских вышивальщиц Байковой, Дмитриевой, Лазаревой, Костиной стали известны за пределами России.

Сегодня

Многие вещи заонежских вышивальщиц теперь находятся в музеях: Государственном краеведческом, в «Кижах», в музее ИЗО. Но, к счастью, их творческое наследие сегодня — не только музейное достояние. Современные хранители традиций старейшего в Карелии предприятия народных промыслов — «Карельские узоры» — продолжают создавать новые художественные произведения. В лучших традициях заонежской вышивки появляются на свет все новые виды продукции. Неутомима творческая фантазия медвежьегорских вышивальщиц. Их руками созданы уникальные сценические костюмы для многих творческих коллективов не только в республике. Академический ансамбль «Кантеле» — яркий пример подобной работы. Современный ассортимент предприятия с красивым названием «Карельские узоры» полностью его оправдывает. Полотенца, дорожки, салфетки и скатерти, модные платья, сарафаны и блузы разнесли славу о маленькой заонежской фабрике далеко за пределы края. На весь ассортимент предприятие имеет сертификаты. Нарядные, неповторимые и экологически чистые льняные изделия пользуются неизменным спросом в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде.

Юбилейный для предприятия год начался со знаменательного события. В январе в Москве в выставочном зале «Гостиный двор» при участии Патриарха Всея Руси Алексия II прошла вторая общецерковная выставка «Православная Русь». Продукция «Карельских узоров», там представленная — рушники и салфетки, рубахи, скатерти, была отмечена специальным дипломом.

В феврале — марте был осуществлен интересный выставочный проект. В новом выставочном зале музея «Кижи» работала выставка «Заонежские узоры», получившая высокую оценку посетителей и специалистов. С музеем «Кижи» у «Карельских узоров» отношения по-партнерски деловые. В сувенирных киосках музея широко представлена продукция медвежьегорских вышивальщиц, которая пользуется большим спросом у туристов на острове.

15 февраля 2004 года между музеем и Медвежьегорским районом заключен договор о социальном партнерстве. Одним из его пунктов обусловлена поддержка «Кижами» традиционных ремесел, в том числе, заонежской вышивки. Сегодня в дирекции музея рассматриваются предложения Н. Н. Алехиной о дальнейшем сотрудничестве.

Сегодня «Карельские узоры» — это небольшой — 40 человек, но профессиональный и творческий коллектив, которым с 1990 года руководит Нина Николаевна Алехина, более 20 лет проработавшая на родном предприятии. Женщины там трудятся замечательные — Татьяна Мельник, Галина Косачева, Светлана Малыгина, Валентина Гаврюшкина, Галина Раевская. Светлана Малыгина пришла на предприятие после окончания Медвежьегорского художественного училища, за 10 лет выросла на фабрике до главного художника.

По словам Нины Алехиной, коллектив сегодня работоспособный, идет смена поколений. Работниц в возрасте до 33 лет сейчас около половины. Главными задачами сегодняшнего дня директор предприятия считает организацию стабильного производства, сохранение художественного уровня изделий. Нина Николаевна рассказала, что мастерицы постоянно заняты восстановлением рисунков вышивок прежних лет. Сегодня идет процесс восстановление вышивальных традиций 50-х годов прошлого столетия. Вышивается ставшая популярной в последнее время продукция со специальными рисунками — символами благодати и счастья. Они особенно популярны на рушниках для венчания, которые пользуются повышенным спросом. Это и есть жизнь традиционного ремесла, приносящего в дом тепло женских рук и оберегающего семью от беды и хвори.

Сегодня заонежская вышивка живет не только в домах земляков. Изделия мастериц «Карельских узоров» пользуются популярностью у иностранных туристов. В Москве на Старом Арбате в магазине «Русская вышивка» заонежская продукция обновляется раз в один-три месяца. Есть продукция и в магазине народно-художественных промыслов в Гостином дворе Санкт-Петербурга.

Предприятие получает кроме традиционных, совершенно неординарные заказы: вышить знамя, хоругви и другие геральдические символы.

Директор «Карельских узоров» сегодня уверена, что бытовые изделия должны быть по цене доступны любому человеку. Для профессионального роста мастериц, считает Нина Николаевна, обязательно нужно участвовать в выставках всех уровней, в мастер-классах, бывать в командировках по обмену опытом. Для всего этого недостаточно лишь желания маленького коллектива и его руководителя. Обязательно нужна государственная поддержка, иначе Карелия рано или поздно лишится удивительного древнего и единственного в своем роде народного художественного промысла — заонежской вышивки.

Завтра

Тревожные тенденции уже сегодня беспокоят руководство «Карельских узоров». За последнее десятилетие из 250 предприятий народных художественных промыслов России осталось 65. И они поставлены на грань выживания. Перестал существовать НИИ художественной промышленности РФ. В Карелии из четырех предприятий только два сегодня по-прежнему выпускают изделия действительно традиционные народные и художественные. Только идя по этому пути, можно сохранить традиционный карельский промысел.

Ради дня завтрашнего руководство фабрики ищет выход и в подготовке смены опытным вышивальщицам. Через районный Центр занятости населения принимают на работу бывших выпускниц училища и помогают им войти в производство. Кроме того, прямо на предприятии обучают молодежь. Тем более что условия для работы молодежи и женщин созданы хорошие. Если сегодня не подготовить специалистов, завтра проблема кадров встанет куда острее. А специалисты сегодня нужны — и вышивальщицы, и модельеры, и конструкторы. Их растят у себя, особенно способные учатся в вузах.

К сожалению, заработная плата на предприятии невысока. Это обидно, если учесть, каким спросом пользуется продукция заонежских мастериц у зарубежных туристов и во многих городах России. Качества работ заонежских вышивальщиц разительно отличается от основного потока сувенирной продукции, сделанной ради сиюминутного спроса и захлестнувшей рынок Карелии.

Ради завтрашнего дня коллектив сохраняет веками отработанные приемы и рисунки вышивки. Чтобы заонежские девочки, услышав песню «Дай, родитель, моя матушка, мне девичье рукодельице, дай-ка пяльцы мне точеные, дай иголочку тамбурную», понимали ее смысл и хотели продолжать красивое дело своих мам и бабушек.

Особая благодарность в подготовке материала Нине Алехиной, директору ООО «Карельские узоры» и Татьяне Мошиной — заместителю директора Карельского государственного краеведческого музея.

Подготовила Елена ДОБРЫНИНА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф