Хрупкая красота керамики
@kizhi
![1. Блюдо (форма для киселя). Глина, глазурь. Литьё, штамповка. Лодейнопольский уезд? К. ХIХ—нач. ХХ вв. Из Медвежьегорского р-на (д. Онежены) 1. Блюдо (форма для киселя). Глина, глазурь. Литьё, штамповка. Лодейнопольский уезд? К. ХIХ—нач. ХХ вв. Из Медвежьегорского р-на (д. Онежены)](/media/thumbs/info/77/43/1._kp_2548.jpg)
![2. Горшок-роговатик. Глина, глазурь. Изготовление на гончарном круге, ручная лепка. [Северо-запад России. К. ХIХ—первая треть ХХ вв.]. Из Лоухского р-на (д. Кереть) 2. Горшок-роговатик. Глина, глазурь. Изготовление на гончарном круге, ручная лепка. [Северо-запад России. К. ХIХ—первая треть ХХ вв.]. Из Лоухского р-на (д. Кереть)](/media/thumbs/info/98/6b/3._kp_198_19.jpg)
![3. Тарелка столовая. Фаянс. Печать, отводки. Завод «Красный фарфорист». Новгородская обл., г. Чудово. 1937—1946 гг. Из Беломорского р-на, с. Сумпосад 3. Тарелка столовая. Фаянс. Печать, отводки. Завод «Красный фарфорист». Новгородская обл., г. Чудово. 1937—1946 гг. Из Беломорского р-на, с. Сумпосад](/media/thumbs/info/16/68/14_kp_4350.jpg)
![4. Бутыль для растительного масла. Глина, глазурь. Изготовление на гончарном круге. [Северо-запад России. К. ХIХ—первая треть ХХ вв.]. Из Олонецкого р-на 4. Бутыль для растительного масла. Глина, глазурь. Изготовление на гончарном круге. [Северо-запад России. К. ХIХ—первая треть ХХ вв.]. Из Олонецкого р-на](/media/thumbs/info/b6/97/4._kp_263_66.jpg)
![5. Чайная пара. Фарфор. Рельеф, роспись ручная красками, цировка, золочение, отводки золотом. Фабрика Товарищества М.С. Кузнецова. [Московская губ., Дмитровский уезд, с. Вербилки.] 1889—1917гг. Из г.Петрозаводска. Бытовала в Медвежьегорском р-не, д.Перхин 5. Чайная пара. Фарфор. Рельеф, роспись ручная красками, цировка, золочение, отводки золотом. Фабрика Товарищества М.С. Кузнецова. [Московская губ., Дмитровский уезд, с. Вербилки.] 1889—1917гг. Из г.Петрозаводска. Бытовала в Медвежьегорском р-не, д.Перхин](/media/thumbs/info/7d/69/5._kp_2492_12.jpg)
![6. Кувшин «Попугай». Фаянс. Рельеф, цветные глазури. Фабрика Товарищества М.С. Кузнецова. Россия. 1889—1917 гг. Из г. Петрозаводска. Бытовала в Пудожском р-не, п. Шала 6. Кувшин «Попугай». Фаянс. Рельеф, цветные глазури. Фабрика Товарищества М.С. Кузнецова. Россия. 1889—1917 гг. Из г. Петрозаводска. Бытовала в Пудожском р-не, п. Шала](/media/thumbs/info/c8/d3/6._kp_5034.jpg)
![7. Блюдо (для приготовления праздничного киселя). Глина, глазурь. Изготовление на гончарном круге, тиснение. Автор — Аксёнов А.Д. с. Емецк Архангельская губ. К. ХIХ—нач. ХХ вв. Из Лоухского р-на (д. Кереть) 7. Блюдо (для приготовления праздничного киселя). Глина, глазурь. Изготовление на гончарном круге, тиснение. Автор — Аксёнов А.Д. с. Емецк Архангельская губ. К. ХIХ—нач. ХХ вв. Из Лоухского р-на (д. Кереть)](/media/thumbs/info/d9/fe/2._kp_198_17.jpg)
![8. Кружка с блюдцем. Фарфор. Рельеф, роспись ручная красками и золотом, золочение, отводки золотом. Фабрика М.С.Кузнецова. Владимирская губ., Покровский уезд, с. Дулёво. 1872—1889 гг. Из г. Петрозаводска 8. Кружка с блюдцем. Фарфор. Рельеф, роспись ручная красками и золотом, золочение, отводки золотом. Фабрика М.С.Кузнецова. Владимирская губ., Покровский уезд, с. Дулёво. 1872—1889 гг. Из г. Петрозаводска](/media/thumbs/info/3c/30/7._kp_113_1112.jpg)
![9. Тарелка столовая. Фарфор. Печать подглазурная. Фабрика братьев Барминых. Московская губ., Богородский уезд, д. Фрязино. Вторая четверть XIX в. Из Олонецкого р-на, п. Устье Видлицы 9. Тарелка столовая. Фарфор. Печать подглазурная. Фабрика братьев Барминых. Московская губ., Богородский уезд, д. Фрязино. Вторая четверть XIX в. Из Олонецкого р-на, п. Устье Видлицы](/media/thumbs/info/20/cc/8._kp_331_43.jpg)
![10. Ваза декоративная. Фарфор. Рельеф, крытьё, роспись ручная, отводки золотом. Фарфоровая фабрика в Плауэ. Германия, Тюрингия (Плауэ). 1887—1906 гг. Из г. Петрозаводска. Бытовала в Поморье 10. Ваза декоративная. Фарфор. Рельеф, крытьё, роспись ручная, отводки золотом. Фарфоровая фабрика в Плауэ. Германия, Тюрингия (Плауэ). 1887—1906 гг. Из г. Петрозаводска. Бытовала в Поморье](/media/thumbs/info/50/7a/11._kp_882.jpg)
![11. Ваза декоративная. Фарфор, металл. Крытьё, роспись ручная красками, работы по металлу. [Королевская фарфоровая мануфактура?]. [Франция (Венсенн — Севр)?]. Середина ХVIII—ХIХ вв. Из г. Петрозаводска. Бытовала в Поморье 11. Ваза декоративная. Фарфор, металл. Крытьё, роспись ручная красками, работы по металлу. [Королевская фарфоровая мануфактура?]. [Франция (Венсенн — Севр)?]. Середина ХVIII—ХIХ вв. Из г. Петрозаводска. Бытовала в Поморье](/media/thumbs/info/7f/c7/12._kp_872.jpg)
![12. Чайная пара. Фарфор, краски керамические, золото, глазурь. Роспись ручная, золочение. Фабрика Ф.Я. Гарднера. Московская губ., с. Вербилки. Первая четверть XIX в. Из г. Петрозаводска 12. Чайная пара. Фарфор, краски керамические, золото, глазурь. Роспись ручная, золочение. Фабрика Ф.Я. Гарднера. Московская губ., с. Вербилки. Первая четверть XIX в. Из г. Петрозаводска](/media/thumbs/info/79/35/9._kp_6547_12.jpg)
![13. Блюдо. Фаянс. Печать. [Англия? Скандинавия? Вторая половина ХIХ—нач. ХХ вв.]. Из Беломорского р-на, с. Нюхча 13. Блюдо. Фаянс. Печать. [Англия? Скандинавия? Вторая половина ХIХ—нач. ХХ вв.]. Из Беломорского р-на, с. Нюхча](/media/thumbs/info/8e/a6/10._kp_3277.jpg)
![14. Тарелка столовая. Фаянс. Роспись ручная красками, отводки золотом. [Россия? Западная Европа? Последняя треть ХIХ—нач. ХХ вв.] Из Прионежского р-на, п. Ладва 14. Тарелка столовая. Фаянс. Роспись ручная красками, отводки золотом. [Россия? Западная Европа? Последняя треть ХIХ—нач. ХХ вв.] Из Прионежского р-на, п. Ладва](/media/thumbs/info/93/49/13._kp_3373.jpg)
Среди многочисленных коллекций, хранящихся в фондах музея-заповедника «Кижи», есть коллекция, которая вносит особенно теплую и нежную нотку во всё собрание музея. Это коллекция керамики, насчитывающая всего чуть более тысячи предметов.
- Началом комплектования коллекции можно считать дату основания музея-заповедника «Кижи» — 1966 год. Большая часть предметов привезена научными сотрудниками музея из экспедиций в Заонежье, Прионежье, Пудожье, Северную Карелию, Поморье, а также из Олонецкого р-на (восточное Приладожье). Огромный вклад в пополнение музейного фонда внесли Гущины Борис Александрович и Виола Анатольевна, Набокова Ольга Афанасьевна, Калашникова Регина Борисовна, Трифонова Людмила Викторовна. Внутри коллекция четко подразделяется на две большие группы — предметы из гончарной керамики и предметы, выполненные из фаянса и фарфора — и представляет, в основном, предметы крестьянского и городского быта ХIХ — первой половины ХХ вв. Основную часть коллекции составляет всевозможная кухонная утварь и столовая посуда. До начала ХХ века гончарство в России было распространено повсеместно. Из века в век сохранялись и передавались традиции гончарного ремесла. Русские керамические промыслы в ХIХ веке существовали во многих селах и деревнях, где были залежи огнеупорных глин, а также близ торговых путей. В коллекции гончарной керамики имеются предметы, изготовленные в Лодейнопольском (Оятское производство) и в Вытегорском (Андомское производство) уездах, в Прионежье. Изделия вепсов Прионежья отличались нарядностью и украшались ангобом (Ангоб — жидкая глина другого цвета обычно светлее, чем само гончарное изделие). В производстве Оятской керамики (Лодейнопольский уезд, современная Ленинградская обл.) сохранялся давний обычай украшать сосуды углубленными фигурными изображениями. Так, на дне форм для киселя можно увидеть изображения рака или рыбы [1]. Но подобные изображения встречаются также на керамике Андомской. Большое количество гончарных центров существовало и на территории Архангельской губернии. Посуда сбывалась по всей Карелии и в Поморье. В коллекции музея имеется блюдо для приготовления киселя или пасхи, украшенное тисненым орнаментом с подписью мастера на основании «Мастеръ А. Д. Аксеновъ въ С. Емљцке» [7]. Село Емецк (ныне город) в устье Северной Двины было одним из крупных центров гончарного промысла в Архангельской губернии. Блюдо привезено из д. Кереть Лоухского р-на Гущиным Борисом Александровичем.
- Большую часть коллекции гончарной керамики составляет разнообразная кухонная утварь, изготовленная из простых гончарных глин, на гончарном круге (ручном или ножном), глазурованная или обварная, иногда черненая, и украшенная чаще всего скромно — волнистые линии, ободки, насечки, реже — розетки и тисненый орнамент. Многочисленные горшки и горшочки для приготовления всевозможных блюд — каш, супов (щей, горохового, грибного и т. д.), картофеля,— горшки-роговатики (горшки с одним носиком — рожком) для сбивания масла из сметаны [2], небольшие горшочки с дужками для переноски продуктов, крохотные горшочки для меда или топленого масла. А также кринки и миски для молока, миски традиционной формы для подачи на стол кушаний, бутыли для растительного масла [4], сковородки (латки) для запекания рыбы с картофелем и приготовления яичницы, маслёнки с длинной рукоятью, формы для пасхи и киселя, украшенные рельефом. Обязательным атрибутом каждого дома была квашня — огромный горшок для теста, символ плодородия. В нашей коллекции обычный размер квашни в высоту около 30 см, диаметр — около 35–45 см. В таком горшке готовили тесто для выпечки ржаного хлеба или булок. Такие свойства, как водонепроницаемость, сравнительно большая стойкость к перемене температуры, давали возможность использовать гончарную посуду в быту для самых разных целей (например, для хранения продуктов, в т. ч. молочных), и даже для приготовления пищи в печи. Большое количество горшков и мисок в каждом крестьянском доме было обусловлено тем, что для приготовления каждого блюда предназначалась своя посуда. Ведь керамическая утварь пористая, пропитывается запахами и даже вкусами приготовляемой в ней пищи. Кроме своей непосредственной практической роли обычный горшок часто наделялся сакральным смыслом: воспринимался как живое антропоморфное существо, использовался в обрядовой жизни. К предметам быта, кроме кухонной посуды, относятся также глиняные рукомойники с одним или двумя рожками, украшенные ангобом, жбаны с крышками для хранения сыпучих продуктов, разнообразные бочонки для дёгтя и т. д. Особенностью нашей коллекции является то, что каждый вид посуды представлен не одним-двумя предметами, а обычно десятью и более.
- В каждом крестьянском и городском доме кухонная глиняная утварь обязательно дополнялась столовой фаянсовой и фарфоровой посудой, а в городском жилище можно было даже полюбоваться заморскими фарфоровыми безделушками тончайшей работы. В нашей коллекции столовая посуда представлена предметами, изготовленными из фарфора и фаянса и украшенными разнообразно, начиная от росписи подглазурными и надглазурными красками, и заканчивая печатью, деколированием, золочением и люстрированием. Фарфоровую чайную посуду — чайные и кофейные пары, кружки и бокалы, молочники, сахарницы, чайницы (сосуды для хранения чая) и заварные чайники — дополняют фаянсовые блюда и тарелки разных видов, маслёнки и селёдочницы, столовые приборы (горчичница, солонка, перечница). Фарфор — самый изысканный вид керамики. Он хорошо поддается тонкой обработке, прекрасно воспринимает роспись и позолоту. Первые попытки развить фарфоровое производство в России относятся к петровской эпохе. В середине ХVIII века создается Императорский фарфоровый завод, когда благодаря многочисленным и систематическим опытам Д. И. Виноградову удалось найти состав фарфора и разработать технологию его производства. А в первой четверти ХIХ века уже насчитывалось значительное количество заводов во многих губерниях страны. Фарфоровые заводы организовывались дворянами, купцами, крестьянами по такому же принципу, как и гончарные заводы — рядом с залежами огнеупорных глин и близ торговых путей, с тем лишь отличием, что для производства фарфора требовалась особенная глина — белая фарфоровая. Именно поэтому первые русские заводы сосредоточились в Московской, Владимирской и Новгородской губерниях и говорить о значительном местном — карельском — производстве фарфора не приходится. Изделия из фарфора и фаянса привозились в Олонецкую губернию из различных областей России. Массовый фарфор, пользующийся спросом у крестьянского и городского населения, выпускался Товариществом М. С. Кузнецова (Гжель, Дулёво, Тверь, Рига) и фабриками И. Е. Кузнецова (Волхов, Грузино). Кузнецовский фарфор был ориентирован на потребности и вкусы крестьян и горожан среднего достатка, благодаря чему во второй половине XIX века расширяется круг потребителей продукции предприятий Кузнецовых. Общая производительность фарфора и фаянса на заводах Товарищества Матвея Сидоровича Кузнецова составляла около двух третей производительности керамических предприятий всей страны. Кроме того, Кузнецов не отставал от моды. О чем свидетельствует и наличие в коллекции керамики посуды, которая унаследовала природные формы, что было очень популярно в ХIХ столетии. Например, золоченая чайная пара, где чашка выполнена в форме пня с ручкой в виде топора [5] или кувшин для напитков в виде попугая [6]. Среди кузнецовской фарфоровой посуды в нашей коллекции особенно примечательны своей росписью («рельефный манер») кружка с блюдцем конца ХIХ века производства фабрики М. С. Кузнецова в с. Дулёво Владимирской губернии [8]. Среди разнообразных видов ручной росписи «манер» выделялся качественностью письма, состоял из реалистически изображенных многоцветных букетных композиций садовых цветов, отличался яркостью и в то же время изяществом. Кроме кузнецовского фарфора в музейной коллекции есть посуда и таких заведений, как фабрики Храпунова-Нового, братьев Барминых [9], Гарднера в Вербилках и Попова в с. Горбуново в Московской губернии, братьев Корниловых в Санкт-Петербурге и т. д., но это, как правило, единичные экземпляры. Получивший мировую известность фарфор Гарднера, также как и фарфор, и фаянс завода братьев Корниловых или фарфор Попова, был дороже изделий других частных заводов, поэтому, несмотря на высокое качество, не имел такого спроса, как более дешевый фарфор предприятий Кузнецовых. В 2008–2009 годах, благодаря Людмиле Викторовне Трифоновой, старшему научному сотруднику отдела истории и этнографии, коллекция керамики пополнилась ценными и редкими произведениями фабрик Попова и Гарднера, бытовавшими в ХIХ веке в городской среде. Среди предметов этой коллекции особенно приметны два огромных фаянсовых блюда середины ХIХ века фабрики Гарднера круглой и овальной форм, украшенные печатным растительным орнаментом, сейчас находящиеся на выставке «Званый вечер». А также золоченая чайная пара первой четверти ХIХ века того же фабриканта [12] и изящные чайные чашки 1840-х гг. с нежной цветочной росписью и золотыми отводками фабрики Попова.
- На территории Карелии бытовали не только изделия российских фарфоровых фабрик и заводов, но и образцы иностранного производства, которые попадали к нам через г. Санкт-Петербург или через страны Скандинавии. Старинные фаянсовые блюда и тарелки с синим печатным рисунком [13], покрытые сеткой мелких трещин, погружают нас в атмосферу добротно обставленного богатого крестьянского дома с радушными хозяевами. А небольшие фарфоровые вещицы, такие как миниатюрная декоративная вазочка конца ХIХ века с цветами ручной работы из Германии [10] или французская ваза Королевской фарфоровой мануфактуры середины ХVIII — начала ХIХ веков с изображением голубков и ангелочков [11], позволяют прочувствовать уютность и легкость городского быта. Небольшая часть фарфоровой коллекции представлена советским фарфором, образцами недорогой массовой продукции 1920-х — 1950-х годов. В первые послереволюционные годы на тарелках и чашках вместо цветов и пейзажей появляются революционные лозунги, агитационные призывы, советские символы и эмблемы. Вызывающая улыбку надпись «Даровому коню въ зубы не смотрятъ» [14] сменяется лозунгом «Общественное питание под огонь рабочей самокритики», а вместо нежных розовых бутонов на бортике обеденной тарелки мы изучаем эмблему Рабоче-Крестьянской Красной армии [3]. Но в целом предметы этой части нашей коллекции можно разделить на две группы. Одна группа характеризуется не очень качественной фарфоровой массой сероватого цвета и скупыми механическими способами декорирования (деколь, печать, трафарет с аэрографом, штамп). Другая группа объединяет изделия, выпускавшиеся по старым, дореволюционным образцам, с сохранившимися традиционными формами, ручной росписью с цветами, завитками и золотыми отводками.
Каждый музейный предмет представляет интерес с этнографической, исторической и художественной точек зрения. Сегодня фонд керамики продолжает пополняться гончарными изделиями и тонким фарфором. В фонды принимаются предметы как XVIII — ХIХ веков, так и первой половины ХХ столетия. Керамика различных эпох отмечена характерными чертами своего времени, а если предмет наделен легендой, то он несет в себе не только дух времени, но и атмосферу семьи, в которой служил или хранился на протяжении многих лет.