Спецвыпуск «Образование культурой» №3. 15 лет созиданий и открытий Vkontakte@kizhi

Участники Летней школыУчащиеся Державинского лицея на острове Кижи

Прошло 15 лет, как при музее-заповеднике «Кижи» был создан Республиканский детский музейный центр. Его создание явилось следствием преобразований в стране, результатом осмысления места и роли образования, культуры и музеев в новом пространстве на рубеже веков. Это было время изменений в музейном деле. Музеи стали рассматриваться как социокультурные, ресурсные центры территорий, активно работающие с местным населением. До появления ДМЦ постоянной системной работы с детской аудиторией в музее не велось. Этому были и объективные причины — основной поток посетителей составляли иностранные и отечественные туристы. Вся экскурсионная работа с ними шла на острове, и карельские дети, таким образом, не были вовлечены в процесс познания уникального и богатейшего наследия.

Предыстория

Как все инновационные идеи, обычно появляющиеся на стыке наук, проект создания Детского музейного центра был рожден в пограничном пространстве сфер культуры и образования. Идея его появления родилась в связи с тем, что в Карелии — краю богатейшего наследия, само наследие, музеи практически не рассматривались как инструмент образования. Эта диспропорция стала толчком к созданию ДМЦ как образовательной межведомственной модели системного использования памятников, музейных коллекций и предметов в воспитании и образовании детей, молодежи от детского сада и школы до вуза.

Предысторией создания ДМЦ стала разработка двух курсов «Музей и культура» для начальной школы и «Основы материальной и духовной культуры народов Карелии» для 9–11 классов. Эти курсы начали реализовываться в двух школах Петрозаводска. Первым был Державинский лицей, директор которого А. Ф. Ганжиков поддержал эту идею и с декабря 1992 г. предоставил мне часы для преподавания. Программы были необычны, по сути, игрой — путешествием. Дети получили возможность тесного общения с наследием во время занятий в музеях, выездных экскурсий-семинаров в места компактного проживания коренных народов — карел, вепсов, русских — в Шолтозеро, Олонец, Кондопогу, Поморье, Заонежье (остров Кижи).

Мне как музейщику для преподавания нового курса в школе не хватало музейной среды, предметов. А в музеях не было условий для работы с детьми, с экспонатами, которые находились далеко от ребенка — за стеклами. Этот дискомфорт и породил идею создания предметно-образной среды, в которой было бы комфортно и педагогу, и музейщику, и детям, так как в наших программах совсем иной метод обучения — не вербальный, а вещеведческий, при котором знания, эмоции извлекаются самим ребенком при непосредственном общении с предметами, наследием. Поездка группы «державинцев» на остров Кижи в июне 1993 г. оказала не только глубокое влияние на детей, но и привела к пониманию образовательного потенциала музея «Кижи», созданию Летней школы на острове, а также сектора музейной педагогики, который при поддержке директора музея появился в апреле 1993 года. Его руководителем стала автор этих строк, а первым методистом — Е. И. Филиппова.

Этапы творческого пути

15 лет для развития традиционной музейной структуры, может быть и небольшой срок, но ДМЦ изначально построен как центр, имеющий периферию,— систему баз, вынесенную в общество. В работе ДМЦ участвуют не только сотрудники музея, но и тысячи школьников, сотни педагогов, управленцы, волонтеры и сложение усилий и ресурсов дают результаты. В газетной статье невозможно рассказать обо всем пути, поэтому выделю главные итоги и основные этапы.

1994–1996 гг.

Определены опорные музейно-образовательные базы — Державинский лицей, школы № 26, № 43, детский сад № 108, позже школа № 3. Городским Управлением образования специально для них были выделены ставки организаторов музейно-образовательной деятельности, а школами — отдельные помещения.

Мы пошли по пути создания музейной городской инфраструктуры в учреждениях образования, так так музей тогда практически не имел своих помещений в Петрозаводске. С участием М. В. Лопаткина, тогдашнего директора, мною разработана концепция создания ДМЦ, которая в феврале 1994 г. была вынесена на обсуждение общественности на первую республиканскую научно-практическую конференцию «Музейная педагогика. Состояние. Проблемы. Перспективы», которую музей «Кижи» провел в стенах института усовершенствования учителей — до сих пор надежного партнера ДМЦ. Более 150 музейщиков и педагогов Карелии впервые познакомились с музейной педагогикой и одобрили создание ДМЦ.

На совместной коллегии в апреле 19994 г. министерств культуры и образования (Т. Н. Калашник и Г. А. Разбивная) было принято решение об учредителях РДМЦ. Ими стали музей-заповедник «Кижи», министерства культуры и образования, управления культуры и образования Петрозаводской мэрии, Державинский лицей. Были утверждены Положение о РДМЦ и учредительный договор с обязательствами каждой стороны. Нужно отметить, что все обязательства выполняются до сих пор.

1996–2000 гг.

К 1998 г. завершено оформление музейно-образовательных баз, каждая из которых стала социо-культурным центром своего микрорайона и творческой лабораторией музейной педагогики. В эти годы шло формирование ДМЦ не только как республиканского координационного центра. Мы стали выходить на российский уровень. В 1997 г. программа «Дом» заняла I место среди 617 участников во Всероссийском конкурсе авторских программ. Серьезным проектом для ДМЦ стало проведение в рамках гранта Сороса четырех сессий Летней музейно-педагогической школы на о. Кижи для 40 музейных педагогов из России, по итогам которых вышел сборник материалов. В 1998 г. совместно с Академией переподготовки кадров работников культуры (Москва) провели Всероссийскую конференцию «Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции». В рекомендациях конференции была дана высокая оценка новой для России межведомственной модели центра и опыта создания музейно-образовательных баз ДМЦ.

2000–2005 гг.

Началось формирование республиканской «системы непрерывного образования культурой» детский сад-школа-вуз. С 2003 г. на историческом факультете ПетрГУ была открыта специализация «Музейное дело и музейная педагогика». Начались выезды студентов на остров Кижи, что положило начало Летнему университету. В 2004 г. проведена юбилейная конференция, посвященная 10-летию ДМЦ и открыта первая интерактивная выставка детского творчества «Кижи — мастерская детства» в новом выставочном зале музея.

В этот период сформировался институт партнерства ДМЦ. Более 300 организаций и учреждений в разной форме оказывали поддержку деятельности ДМЦ. У музейного центра появился актив, насчитывающий 150 педагогов и музейщиков. Было положено начало активной работе с семьей. И началом ее стала конкурс-выставка семейно-экспозиционного творчества «Полевая почта». С 2000 г. опыт ДМЦ стал востребован на российском уровне, был включен в российские учебные пособия по музейной педагогике и музейному делу.

С 2006 г. по сегодняшнее время.

Важным для развития ДМЦ в эти годы стало реформирование и модернизация уже действующих проектов и создание новых. В детском музейном празднике появился городской этап, который с 2007 г. проходит как городская семейная игра-путешествие «Музейный марафон». Этот проект был поддержан государственными, ведомственными, частными и школьными музеями Петрозаводска. В конкурсах детского музейного праздника, Летней школы и Летнего университета появилась всероссийская составляющая. Дети и студенты России стали их ежегодными участниками. Стала системой организация стационарных интерактивных выставок детского творчества, которые после Петрозаводска экспонировались в 2006 г. Москве и в 2007 г. в Ханты-Мансийске («Кижи — мастерская детства»), в 2008 г. в Медвежьегорске и Санкт-Петербурге («Путешествие в страну двух эпосов»). Опыт ДМЦ по организации современных детских выставок был обобщен на организованной нами в 2008 г. межрегиональной научно-практической конференции «Музейная выставка для детей: пространство диалога и эксперимента» с участием70 музеев РФ. В 2009, юбилейном году открылась новая детская выставка «Просто сказка».

Детский праздник и научно-практический семинар «Проблемы образование на объектах культурного наследия ЮНЕСКО» 2009 г. стали для нас важными моментами в укреплении позиции ДМЦ как российского музейно-педагогического центра.

Сегодняшнее время характерно дальнейшим развитием инновационных подходов к решению традиционных музейно-образовательных проблем. Год 15-летия ДМЦ стал для нас особенно радостным — на Всероссийском фестивале «Интермузей-2009» проект «Летняя музейно-этнографическая школа на острове Кижи» в номинации «Музейная инфраструктура — для детей» занял первое место.

Итоги

Впервые в республике, и, как утверждают эксперты, в стране идея совместной культурно-образовательной деятельности музея и системы образования нашла свое организационное закрепление в ДМЦ в форме консорциума. Успешно работает система музейно-образовательных комплексов в учреждениях образования, которые М. Б. Гнедовский назвал «музеями XXI века» за современную систему взаимодействия ребенка с наследием. Музейная педагогика не только укрепилась как научная дисциплина, но и стала сферой практической работы. Появилась новая профессия — музейный педагог. И как показало время, технология работы с наследием является очень перспективной в деле воспитания души ребенка, его как гражданина.

Перспективы

Пройдя путь в 15 лет, мы понимаем, что он подтвердил эффективность инновационных методов работы музея с обществом. Многое сделано, о многом мечтается — о постоянной детской экспозиции, детском экскурсионном бюро и пр. Наметились перспективные проекты. Впервые, в связи с получением нового помещения на ул. Неглинской, в 2010 году будет создан музейно-образовательный комплекс, который станет ведущей круглогодичной площадкой для работы музейных педагогов с детьми, обмена опытом музейщиков и педагогов, профессионально занимающихся «погружением в культуру» школьников и студентов. Там же будет завершено формирование информационно-методического кабинета ДМЦ и структуры российского музейно-педагогического центра. Будет продолжен выход на российский и международный уровень, без которого уже невозможно развитие в современных условиях.

Друзья

Успех в любом деле зависит от людей. Вся деятельность ДМЦ связана с партнерами, которые все эти годы шли с нами, создавая новое, поддерживали нас. Сегодня ДМЦ — это институт партнерства и реальный коммуникативный канал результативного взаимодействия музея и общества. Внутри музея сложилась очень профессиональная команда музейных педагогов. Хочется поздравить с 15-летием и поблагодарить всех участников музейно — педагогического движения в Карелии и особенно, первых сотрудников ДМЦ, с которыми мы начинали. Это Е. Филиппова, А. Пронин, Н. Воронина, А. Кялина, Т. Годунова, О. Корпусенко. Сейчас почти 30 сотрудников музея постоянно сотрудничают с ДМЦ по его программам. Слова благодарности директорам и педагогам музейно-образовательных баз, партнерам, спонсорам ДМЦ: Н. Дмитриевой, В. Полищук, С. Тепловой, А. Ганжикову, С. Кудряшову, В. Романовой, Е. Шиловой, Н. Пух, И. Сергеевой и др. Спасибо тем, от кого часто зависели решения официальных вопросов — Н. Винокуровой, Г. Разбивной, В. Ниловой, А. Камировой, Т. Калашник, И. Аникиной. Сложился круг друзей ДМЦ и в России. Это и есть, наверное, наш главный успех.

Людмила Шилова, зам. директора музея, научный руководитель ДМЦ

See also:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф