Снегурочкой была - Снегурочкой осталась Vkontakte@kizhi

Снегурочкой была - Снегурочкой осталась«Снегурочка», В. Васнецов«Снегурочка», М. Врубель«Снегурочка», Палех

Каждому с детства знаком женский новогодний персонаж, приветливая девушка в белой одежде со светлой косой и прозрачными, как голубые льдинки, глазами. Постоянная спутница и помощница Деда Мороза, любимица детей на новогодних ёлках, посредница между ними и строгим Дедом, помогающая играми скрасить ожидание его несколько пугающего появления…

Без участия Снегурочки детский новогодний праздник был бы неполным. Между тем, если посмотреть на ее привычный милый образ по-другому и задаться вопросом о его происхождении, в нем обнаружится причудливое наслоение разновременных, как новых, так и древних, смыслов.

Самые древние корни этой вечно юной девушки, каждый год исчезающей с окончанием празднования Нового года и первыми признаками приближающейся весны и каждый год появляющейся вновь, уходят в мифологию и славянские праздничные обряды языческого происхождения.

Прямых предшественников среди мифологических персонажей, участвующих в обрядах, у Снегурочки, конечно, нет. Но среди них есть те, отдельные характерные черты которых могут навести на мысль об их отдаленном сходстве. Так, в Поволжье был известен весенне-летний обряд под названием «похороны Костромы». Он проводился в Петровское заговенье или приурочивался к празднику Троицы или Духова дня. Кострома, существо женского пола, служила воплощением весны и плодородия. Ежегодно она умирала, чтобы в следующем году воскреснуть. Обряд ее «похорон» заключался в том, что девушку, которая олицетворяла Кострому, проносили по деревне на носилках, затем несли в лес и оставляли под деревом. Вместо девушки в качестве Костромы использовали также чучело, сделанное из ржаного снопа, в женской одежде, которое топили в реке или сжигали в лесу. Обряд призван был обеспечить плодородие земли.

Сезонность появления и гибель от костра, пожалуй, единственные атрибуты, доставшиеся Снегурочке в наследство от Костромы. Кроме этого их роднит то, что праздник, посвященный Костроме, отмечался в период, который отстоял недалеко от празднования нового года: раньше оно приурочивалось к весне или осени, отмечая начало земледельческих работ либо их завершение, и лишь позже, в 1699 году, указом Петра Первого было перенесено на 1 января.

Присущие ей наиболее существенные черты Снегурочка приобретает в русском фольклоре. Этот источник ее происхождения особенно интересен: здесь, с одной стороны, слышны отголоски мифологических представлений, с другой, именно фольклор послужил впоследствии материалом для дальнейшей разработки в литературе.

В фольклоре есть только один жанр, где встречается этот персонаж,— сказка. Сказка о Снегурочке в разных вариантах была известна на широкой территории: в губерниях Центральной России, на Севере — в Вологодской и Архангельской областях, в Карелии (Заонежье), в Сибири (Пермская область). Снегурочка, этимология имени которой достаточно ясна,— «снегурками» называли подобия человеческих фигур, слепленных из снега,— живет в них также под именами Снегурушки, Снежурочки, Снежевиночки… Варианты сказки различаются между собой настолько, что можно говорить об отдельных сказках. Различия в развитии сюжета начинаются от поворотного момента — своего рода испытания для героини, ее появления в лесу, куда она отправляется одна, либо с подругами, и где происходят события, ведущие к той или иной развязке.

Эти события могут быть следующими. Оказавшись в лесу, Снегурочка теряется, заблудившись, и ее спасают домашние или лесные звери. Если целью похода в лес было собирание ягод, удачливость героини сказки — она набрала больше ягод, чем ее подруги — становится предметом их зависти: они убивают ее и хоронят в лесу. На могиле Снегурочки вырастает поющий тростник, который попадает в руки родителей, что, в конечном счете, обеспечивает ее спасение: в конце сказки она снова оживает. Лес может оказаться также местом встречи с потусторонним существом,— Бабой-Ягой или неким стариком, как в архангельском (пинежском) варианте сказки,— во власть которого попадает Снегурочка. Ее освобождение от этой власти происходит благодаря родителям или домашним животным.

Во всех этих вариантах сюжет сказки имеет благополучную развязку. Но большинству сегодня, возможно, более памятно иное ее окончание. Придя в лес, подружки Снегурочки раскладывают костер и прыгают через него. Когда очередь доходит и до нее, снежная девушка тоже прыгает — и тает, становясь легким облачком. Такой вариант сказки был, в частности, записан в Заонежье. Он отражает суть сложившегося к настоящему времени представления о Снегурочке, и именно его некоторые исследователи считают изначальным.

В сегодняшнем восприятии сказок о Снегурочке большей частью остается незамеченным другой мотив, связанный с той ролью, которую тепло, жар играют в ее судьбе. Тепло становится не только причиной ее гибели, но также и причиной ее чудесного превращения из комка снега или снежной куклы в одушевленное существо. Этот мотив встречается в большинстве сказок.

«Жили-были старик со старухой, и у них не было детей. Старуха и говорит старику: „Старик, старик! Набери-ка мне снегу да принеси сюда“. Старик пошел, принес, старуха взяла снегу, сделала шар и положила его в печку. На другой день они встают и слышат: из печки кто-то им кричит: „Бабушка, бабушка! Испеки-ка мне блинка!“ Бабушка пошла в печку и увидала там Снегурушку». («Великорусские сказки» И. А. Худякова).

«Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. …Старик принес комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики — пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок…». (Сказка «Девочка Снегурочка» В. И. Даля).

Под воздействием тепла Снегурочка не только гибнет, но и рождается во время таяния. Этот сказочный мотив фольклорист А. Н. Афанасьев связывал с мифами о происхождении облачных духов из тающих весной льдов и снега. В современном образе Снегурочки он отошел на второй план.

На первый же выдвинулись ее личные качества, доброта, покладистость, послушный и легкий нрав, о чем в сказках чаще всего не упоминается или упоминается лишь косвенно: «утром выстанет — всё делат, подметат… Подметат да полы моет, прядет да всё» («Сказки Заонежья»). Эти качества были привнесены и конкретизированы литературной традицией, занимавшейся психологической отделкой образа, благодаря чему Снегурочка родилась как живой, осязаемый характер.

Число литературных произведений, где появляется Снегурочка, не очень велико, но эти произведения встречаются во всех трех родах литературы — драматическом, повествовательном и поэтическом. Среди первооткрывателей Снегурочки в литературной форме — Г. П. Данилевский, опубликовавший в 1860 году поэтический вариант сказки о Снегурочке, и А. Н. Островский, создавший в 1873 году по мотивам народных сказок пьесу «Снегурочка». С этого времени Снегурочка фигурирует в стихотворениях известных поэтов и в рассказах для детей, печатавшихся в периодических изданиях и принадлежавших перу менее известных писателей.

И уже совсем узнаваемый вид Снегурочка получила в традиции советских новогодних ёлок. Этот обычай, запрещенный в конце 1920-х годов и вновь разрешенный через несколько лет, вывел ее в качестве полноправной, наравне с Дедом Морозом, участницы-ведущей официальных новогодних праздников в 1930-е — 1950-е годы. В 1937 году она впервые появилась на главной ёлке страны в московском Доме Союзов, в 1954-ом участвовала в первой новогодней ёлке для детей в Большом Кремлевском дворце. Так состоялось вхождение Снегурочки в круг атрибутов Нового года.

Видя Снегурочку на детских новогодних елках, мы едва ли сегодня станем всерьез задумываться о ее родословной, о соединившихся в этом образе мифологических, фольклорных, литературных мотивах, из которых, в конечном счете, сложился персонаж, единственный в своем роде. Аналога ему, в отличие от Деда Мороза, нет ни в западноевропейской, ни в американской традиции. Гораздо важнее сейчас ее светлые, положительные черты и всегда исполняемое ожидание появления в Новый год, без которого этот праздник уже трудно и представить…

Дарья АБРОСИМОВА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф