Большая история маленькой церкви Vkontakte@kizhi

Туристы у церкви Воскрешения Лазаря1959 г.1963 г.Церкви Воскрешения Лазаря, 2008 г.Реставрационные работы на кровлеСтарая главкаРабота над новой главкойВолоковое окошко и дверь «на пятах»

50 лет назад уникальный памятник деревянного зодчества — церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря — занял свое достойное место в музейной экспозиции под открытым небом на острове Кижи.

Эта небольшая церковь — самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории Северо-Запада России. В истории церкви Воскрешения Лазаря легенды тесно переплетаются с действительностью.

Постройка церкви Воскрешения Лазаря датируется весьма обтекаемо: до XVI века, и этому есть свои причины.

Подлинное рукописное житие Лазаря Муромского, по мнению специалистов, не сохранилось и известно по списку «Повесть о Муромском монастыре», хранившемуся в числе книг Выголексинской библиотеки при Олонецком архиерейском доме, а также по списку Е.В. Баландина. Описание жития легендарного строителя церкви, прп. Лазаря Муромского, сохранилось в Олонецком патерике. Изданная единственный раз в 1910 году, эта книга в наши дни является библиографической редкостью.

Житие повествует, что прп. Лазарь был пострижен в монахи в Константинопольском Высокогорском монастыре Афанасием Дискотом — «строителем многих обителей». Было это в XIV веке, который историки считают эпохой Восточного Возрождения.

Восемь лет Лазарь жил в Кесарии под руководством кесарийского епископа Василия, после чего послан был из Цареграда в Новгород.

Затем прп. Лазарь удалился в Олонецкий край на Онежское озеро и поселился на острове Муромском, который купил у новгородского посадника Ивана Фомина. Позже сын посадника Феодор, согласно воле отца, возвратил преподобному сто гривен серебра, которые тот по настоянию родителей некогда взял с него, и дал прп. Лазарю грамоту на вечное владение Муромским островом, Муромским озером и окрестными речками и островами. На эти возвращенные деньги и была поставлена церковь в честь Воскрешения Лазаря.

Прп. Лазарь испытывал гонения со стороны недоброжелательного местного населения, пережил пожар, уничтоживший его жилище, но своим подвижническим образом жизни, мудростью, любовью и состраданием к людям святой Лазарь в конечном итоге привел к вере людей, живших по берегам Онежского озера и привлек к себе сотни учеников.

Основанный им около 1352 года Муромский мужской монастырь стал со временем оплотом Православия в суровом северном крае. Расположен Муромский монастырь в 36 верстах к юго-западу от Пудожа на берегу Онежского озера при впадении реки Муромки.

Здесь прп. Лазарь и почил в 1391 году в возрасте 105 лет. В 1811 году на месте его захоронения была поставлена деревянная часовня.

Церковь Воскрешения Лазаря была одной из трех монастырских церквей и, предположительно, построена первой из них — еще при жизни прп. Лазаря и им самим, т.е. во второй половине XIV века, но никаких документальных подтверждений этого, к сожалению, нет.

Монастырь рос быстро. Уже в 1419 году, по свидетельству новгородского архиепископа Симеона, посетившего тогда Обонежье, Муромская обитель входила в число самых крупных в округе. В 1496 году в Писцовой книге Юрия Сабурова есть упоминание Муромского монастыря. И только во второй половине XVI века — в 1583 году — в Писцовой книге Андрея Плещеева появляется упоминание о церкви Воскрешения Лазаря. Именно этот факт и заставляет историков при датировке церкви использовать формулировку «до XVI века».

В 1628 году — упоминание о клетском типе церкви Воскрешения Лазаря и описание ее интерьера встречается в Писцовой книге Ивана Долгорукова и Постника Ракова.

Муромский монастырь на протяжении веков переживал и свой расцвет, и нашествие польско-литовских банд в 1612 году, и упразднение в середине XIX века, и восстановление в 1867 году, и полную ликвидацию в 1918 году, после чего на базе Муромского монастыря были организованы курсы инструкторов для пропаганды в крае накопленного опыта огородничества. Также здесь выращивали зерновые, производился лов рыбы для населения района, велась заготовка древесины и ее сплотка. Жилые помещения использовались для жилья рабочих леспромхоза.

Но несмотря на все эти перипетии среди местных жителей и паломников церковь Воскрешения Лазаря прославилась как чудодейственная исцелительница от недугов и была сохранена.

В 1886 году на средства местного лесопромышленника А.Н. Русанова над ней построили защитный футляр-реликварий — церковь большего размера. В него были заключены только две бревенчатые клети — алтарь и собственно церковь — как первоначальные строения. Третья каркасно-дощатая клеть (притвор), как более поздняя пристройка, относящаяся к XVI веку, перед включением в реликварий была разобрана.

В годы советской власти древний храм долгое время стоял заброшенный в глухих местах Пудожского края. Возможно, именно это обстоятельство и сыграло решающую роль в том, что этот уникальный храм сохранился в неприкосновенности до середины XX века. Бесчинство советской власти, разрушившей многие шедевры культовой архитектуры, обошло стороной эту маленькую церковь. В праздничные дни, несмотря на запреты, здесь собирался народ.

В 1954 году древний храм привлек внимание известного советского архитектора А.В. Ополовникова, который и реставрировал ее по своему проекту. Но предварительно в 1959 году церковь разобрали, и увезли на остров Кижи. В разборке и перевозке церкви в музей-заповедник «Кижи» и ее дальнейшей реставрации в1960 — 1961 годах принимали участие кижские плотники-реставраторы: К.П. Клинов, Ф.К. Елизаров, Е.Г. Тестенников, Б.Ф. Елупов, П.М. Мотов, Федосовы Дмитрий (отец) и Александр (сын).

Церковь была восстановлена в своем историческом облике XVI века. Был реконструирован притвор, зафиксированный Л.В. Далем в начале 80-х годов XIX века.

В 1975 — 1976 гг. церковь Воскрешения Лазаря подвергалась химической пропитке препаратом ПББ (пентахорфенолят натрия, бура, борная кислота). Проект химконсервации был разработан по рекомендации Сенежской лаборатории (г. Москва) и осуществлен сотрудниками Карельской научно-реставрационной производственной мастерской.

Церковь Воскрешения Лазаря, имеющая сегодня охранный статус памятника федерального значения, восхищает своей простотой и лаконичностью. Эта православная реликвия является не только огромной ценностью для верующих, но и живой свидетельницей тех источников вдохновения, которые питали творчество строителей уникальных храмов Русского Севера.

Ее размеры — 9 м х 3,3 м х 3 м — поистине миниатюрны. При строительстве использован традиционный материал — сосна, главка покрыта осиновым лемехом.

Объемно-пространственная композиция церкви Воскрешения Лазаря представляет собой сочетание расположенных на одной оси трех различных клетей, в плане приближающихся к квадрату, перекрытых двускатными крышами различных высот и уклонов. Средняя клеть — собственно церковное помещение, выше других, имеет крышу с более крутыми скатами, увенчанную лемеховой главкой с крестом. Срубы алтаря и церкви Воскрешения Лазаря имеют повалы[1].

Западная стена церкви Воскрешения Лазаря изнутри укреплена шпонками [2], расположенными слева и справа от двери. Притвор каркасный из бруса с дощатым заполнением на бревенчатой обвязке. Потолок имеется только в церковном помещении. Полы и потолок врублены в стены и уложены по бревенчатым балкам. Перед входом устроено небольшое двухступенчатое крыльцо. Входная дверь и дверь в церковное помещение древней беспетельной конструкции — «на пятах».

Кровля двухслойная тесовая гвоздевой конструкции. Верхний «красный» ложный тес имеет завершение в форме усеченных пик. Причелины простые дощатые с волнообразной порезкой нижней кромки доски. Стены рублены «в обло» с верхней припазовкой. Эта древняя конструкция и позволяет определиться с датировкой памятника. Алтарь церкви освещается тремя волоковыми окошками [3] с севера, востока и юга. В помещении церкви Воскрешения Лазаря с южной стороны устроено большое косящатое окно [4], с северной сохранилось первоначальное — волоковое. Притвор освещается тремя окнами со слегка закругленными косяками и внутренними ставнями также беспетельной конструкции.

Фундамент состоит из наружных валунов, уложенных насухо.

Двухъярусный иконостас церкви Воскрешения Лазаря — местный и деисусный чин — представляет большой интерес как один из древнейших иконостасов русских деревянных церквей. В нем семнадцать икон местного письма XVI — XVIII вв., выполненные в традициях новгородской школы живописи. Реставрацией иконостаса занималась художник-реставратор И.М. Гурвич. С 1976 года иконы церкви Воскрешения Лазаря постоянно экспонируются на выставке «Живопись древней Карелии» в помещении трапезной Покровской церкви, входящей в Кижский архитектурный ансамбль.

В 2005 — 2006 гг. специалистами Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи» — плотниками-реставраторами Федором Штурминым, Владимиром Филимоновым, Александром  Жуковым, Яном Стукаловым и начальником ПЦ Андреем Ковальчуком — проведена вторая после перемещения в музей «Кижи» реставрация церкви Воскрешения Лазаря. Потребность в реставрации церкви возникла из-за перекоса ее сруба на 14 см. Для выравнивания сруба церкви ее поднимали домкратами и под просевшие части подкладывали дополнительные  валуны. Кроме того, была проведена частичная замена отдельных элементов памятника: в срубе притвора церкви заменены два сгнивших бревна, полностью заменена кровля и главка церкви. Старая главка была передана на хранение в фонды музея-заповедника «Кижи».

Гвозди для реставрации, ключ и замок были выкованы по старинным образцам кузнецом музея Виктором Назарьевым.

Церковь Воскрешения Лазаря, сохранив свой исторический облик, приобрела шанс на продолжение жизни. В дальнейшем планируется восстановить интерьер и иконостас церкви.

По материалам научного архива музея-заповедника «Кижи»: Ополовников А.В. «Отчет об обследовании памятника деревянного зодчества церкви Лазаря Муромского», 1960 г.; Гущина В.А. и Гущин Б.А. «Историческая справка о времени постройки церкви Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря», 1974 г.; Гущина В.А. «История церкви Воскрешения Лазаря. Научная справка», 1977 г.; Гущина В.А. «К вопросу о датировке церкви Воскрешения Лазаря», 1978 г.; Гущина В.А. «Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря. Справочный материал», 1990 г.

Фото из фондов и фотоархива музея «Кижи».

1↑ Повал — расширение верхней части сруба путем постепенного напуска венцов (Словарь специальных терминов русского деревянного зодчества).

2↑ Нагель (или шпон, шпонка) — подобие деревянного гвоздя без шляпки, для крепления которого делается специальное отверстие соответствующего ему диаметра (Словарь специальных терминов русского деревянного зодчества).

3↑ Волоковое окно — небольшое окно, вырубленное в двух расположенных друг над другом бревнах деревянного сруба на полбревна вверх и вниз. Изнутри волоковое окно закрывается (заволакивается) тесовой задвижкой, выполненной из доски (Словарь специальных терминов русского деревянного зодчества).

4↑ Косящатое окно (дверь) — проём, у которого брусовая обвязка в углах соединена наискось (Словарь специальных терминов русского деревянного зодчества)

Татьяна НИКОЛЮКИНА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф