Спецвыпуск «Образование культурой» №4. Конкурсы, детское творчество и музей Vkontakte@kizhi

Конкурсы, детское творчество и музейКонкурсы, детское творчество и музей

Еще пятнадцать лет назад объединение понятия детского творчества и музея-заповедника «Кижи» показалось бы случайным и вызвало недоумение: какое отношение имеет оно к музею-заповеднику – хранителю традиционной народной культуры, уникальных ценностей ушедших веков.

Появление в 1994 году первых коллекций детских работ в пространстве музея связано с деятельностью созданного в 1993—1994 годах Детского музейного центра и началом реализации первых социокультурных, музейно-образовательных проектов ДМЦ.

Привлекательные, яркие, доступные для сотен жителей Карелии, а затем и России проекты по актуализации наследия приблизили музей-заповедник к современному обществу, подрастающему поколению, молодежи, сделали возможным организацию системной работы с детьми на основе историко-культурного наследия с целью творческого развития детей.

Конкурсы

«Ноу-хау» технологии работы ДМЦ по вовлечению детей, семьи в культуротворческую деятельность с 90-х годов XX в. становятся творческие конкурсы.

Как широкое социальное явление они появились в конце 80-х годов XX в. в период активизации творческого потенциала новой России и получили широкое распространение в обществе.

В это же время появились конкурсы в области культуры различных зарубежных и российских фондов (Сороса, Форда, Потанина) и стали втягивать музеи в конкурсную проектную работу. Среди первых и активных участников музейных конкурсов был музей-заповедник «Кижи».

Поэтому при создании проекта ДМЦ автором этих строк технология организации и проведения конкурсов среди детей была определена как приоритетная технология ДМЦ. Конкурсный подход к набору целевой аудитории проектов, как показал опыт, соответствует демократическому конкурентному духу времени формирования новых музейных услуг. Именно ДМЦ впервые в музейной практике музеев Карелии, да и РФ, так широко и эффективно использует конкурсы не только как инновационную форму работы, но в проекте «Детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства» и как основную технологию создания теперь уже семнадцати праздников (1994—2010 гг.). Вы-брос в общество конкурса — это всегда определенный риск, проверка актуальности темы и популярности его организаторов и партнеров.

Сегодня конкурсы это:

В одной статье трудно раскрыть специфику конкурсных технологий, дать аналитику многообразия конкурсов. Остановимся только на конкурсах детского творчества долгосрочного проекта детского праздника «Кижи-мастерская детства». За эти годы организовано 17 детских праздников, каждый год менялись темы праздников, но все они были направлены на актуализацию различных граней традиционной народной культуры народов Карелии. Ежегодно за 6 месяцев до проведения праздника, за которым закреплена постоянная дата проведения — 12 июня, проходит запуск конкурсов, которые раскрывают тему праздника. В каждом празднике предлагается от 7 до 17 республиканских и районных конкурсов, а с 2007 года и всероссийских (1—2 конкурса). Формы участия в конкурсах различны: индивидуальные (ребенок), семейные (ребенок и члены семьи), групповые (детские фольклорные коллективы, классы, студии, кружки).

Всего за эти годы проведено 175 конкурсов, в том числе: 14 районных, 157 республиканских, 4 межрегиональных. В конкурсах приняли участие 11 425 человек, в том числе: дети — 9815 (86%), взрослые — 1610 (14%).

О популярности конкурсов Детского праздника говорит и тот факт, что при такой длительной жизни проекта интерес к конкурсам не только не угасает, а постоянно и ежегодно нарастает: от 300 участников конкурсов в первом празднике 1994 года до рекордного числа участников в 2010 году — 1571 чел.

Конкурсы детского праздника охватывают различные области знаний и умений, очень разнообразны по тематике, охватывая практически все основные составляющие, грани и аспекты народной культуры, историко-культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи» и РК, и позволяют ребенку проявить свою фантазию, изобретательство, эстетический вкус, художественное воображение через разные виды творческой деятельности. Так из 175 конкурсов Детского праздника — 106 этнографической и исторической тематики, в том числе – конкурсы разнообразных ремесел - 46, самодельной куклы — 16, народного костюма — 3, этнографической семьи — 4, по народной архитектуре — 4, исследовательские конкурсы и «народный архив» — 14. Среди них — «Традиции моего народа», «Сшей мне, матушка, красный сарафан…», «Рецепты моей бабушки», «Домашняя семейная игра», «Православные изделия и утварь», «Сувенир из природных материалов», «Ярмарочный сувенир», «Граду Петрозаводску быть!», «Родословная моей семьи», «Памятник и память».

Большую группу — 30 конкурсов составляют популярные конкурсы изобразительного творчества, 24 — фольклорных коллективов и музыкального творчества, 14 литературных.

По ведущим методам их можно разделить на деятельностные (культуротворческие), прикладные, творческие, исследовательские, информационные, поисковые, проектные. Все конкурсы проводятся в заочном режиме, и только победители получают право представить свои работы в ходе детского праздника, ибо их работы становятся основой сценария праздника. Особое место в конкурсах занимают те, что проводятся непосредственно в ходе праздника в режиме реального времени.

Они становятся яркой картинкой праздника, например конкурсы чтецов-исполнителей рун и сказителей былин, плотницкого ремесла на звание «Мастера Нестора», театров моды «Образ и фантазия», российских команд «Визитная карточка объекта всемирного наследия РФ».

До 2007 года, когда праздник и конкурсы вышли на российский уровень, конкурсы в основном были направлены на районы РК, и практически ежегодно в них участвовало более 60% районов, а в трех праздниках удалось достичь 100% охвата районов РК.

Результативность и масштабы конкурсов во многом объясняются активным и творческим участием педагогов школ, учреждений дополнительного образования, родителей, бабушек и дедушек.

И наши конкурсы не имели бы столь радостного завершения, если бы за эти годы не удалось сформировать сеть партнеров-спонсоров, которые помогают формировать призовой фонд.

Слова благодарности за поддержку детского праздника и неравнодушие: ООО «Калевала», Карельскому отделению Сбербанка России, ООО «Торговый дом «Ярмарка», ЗАО «Интурист-Петрозаводск», ЗАО Карелстроймеханизация, ресторану «Карельская горница», компании «Coca-Cola», ООО «Мегафон», Кондитерской «От Валентина», ООО «Компания «Офис-клаб».

Детское творчество

Творческие работы победителей конкурсов двух многолетних проектов ДМЦ — «Детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства» и «Летняя детская музейно-этнографическая школа на острове Кижи» с 1994 года поступают в Открытый фонд детских творческих работ, созданный в 1994 году в структуре Информационно-методического кабинета ДМЦ.

Разнообразные конкурсы позволили сформировать интереснейшую коллекцию работ дошкольников, школьников, студентов Карелии, а с 2007 года пополнить собрание рисунками детей по народной культуре и деревянному зодчеству Севера из 9 регионов России.

В настоящее время фонд — это: 2857 детских работ, в том числе более 1680 единиц хранения (59 %) — коллекция рисунков и картин. На втором месте 1107 единиц хранения (38 %) — творческие изделия детей из различных материалов.

Особое место занимает коллекция кукол, мягких игрушек (280 единиц хранения), которая представлена куклами в народных костюмах, отражающих народные занятия и ремесла, персонажами эпоса «Калевала», героями карельских сказок.

Кроме творческих работ в ИМК хранится и коллекция исторического аксессуара — 70 единиц хранения, фонд детских исследовательских работ — 533 единицы — это записи старожилов, рецепты различных национальных блюд, рецепты природных красителей, описание игр, детские путеводители, проектные детские работы.

Материалы фонда предоставляют в перспективе широкие возможности для научного изучения детского творчества как специфического явления, в том числе в музейном пространстве. Но уже сейчас можно выделить разные направления материально-художественного творчества детей, отметить социальную значимость работы по творческому развитию детей и созданию фонда детских творческих работ и наметить перспективы этого направления деятельности ДМЦ.

Создание Открытого детского творческого фонда (ОДТФ) в структуре ДМЦ в 1994 году и оформление Положения о ОДТФ в 2008 году позволили активно и в системе использовать детские работы в выставочной деятельности ДМЦ на передвижных выставках и на выставочных площадках учреждений культуры и образования города. С 2004 года с появлением новых выставочных залов музея в г. Петрозаводске началась практика создания стационарных интерактивных детских выставок и введение творческих работ и этнографических копий и реплик в состав взрослых выставок музея-заповедника. Для детского творчества, развиваемого в программах ДМЦ, это новый шаг.

Качественным этапом развития детского творчества является создание в 2005 году в структуре ДМЦ музея-заповедника «Кижи» детской студии нового расширенного профиля – студии материально-художественного творчества, как наиболее соответствующей комплексному профилю музея-заповедника и концепции ДМЦ. Программа студии была создана под влиянием современных идей давних партнеров ДМЦ по музейной педагогике - Российского центра детского творчества и музейной педагогики Русского музея. Программа ставила задачу не только тесной взаимосвязи восприятия искусства (содержания музейных коллекций) и детского рисовального творчества, но расширила рамки студии от изодеятельности детей до студии комплексного материально-художественного творчества, формирования мировоззренческих синкретических смыслов, свойственных народной культуре и ребенку.

Материально-художественное творчество детей решает многие важные проблемы их личностного развития и приближает их к пониманию всей материально-духовной культуры человечества. Сделав сам, поймешь, как это делают другие. Именно эти подходы лежат в основе деятельности студии «Кижская палитра», которая в течение 5 лет формируется как научно-методическая площадка ДМЦ в области художественного творчества.

Поддержка и развитие детского творчества в различных формах — одно из приоритетных направлений деятельности ДМЦ, набирающее силу и ставшее в настоящее время приоритетным и как самостоятельное (до создания в перспективе музея детского творчества), и как основа для ведения активной выставочной работы, и как основа для развития перспективной издательской деятельности. Но главное — это творческое развитие ребенка.

Обращение к памятникам и традициям народной и мировой культур через собственную практику в материально-художественном творчестве помогает детям осознать феномен эстетического, способствует развитию любознательности, детского воображения, а также расширяет художественный кругозор ребенка, пополняет его культурный багаж и жизненный опыт. Образно-сказочный язык созданных народом бытовых вещей сродни символичности детского мышления, ясность, цельная простота их форм легко воспринимается детьми и вызывает у них живой внутренний отклик.

* * *

Детское творчество активно завоевывает музейную территорию. И мы надеемся, что в перспективе в структуре ДМЦ будут не только пополняться фонд и создаваться выставки детских творческих работ, но и появятся условия для создания не только детской экспозиции с участием детских работ, но и сектор-музей детского творчества, т.к. и мы, и дирекция музея, и общественность все более осознаем важность формирования, сохранения и изучения детского творчества как самостоятельного вида изобразительного и материально-художественного творчества и социально значимой деятельности.

Людмила ШИЛОВА, зам. директора по музейно-образовательной деятельности музея-заповедника «Кижи»

See also:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф