В Летней школе — экватор, или Мы еще вернемся! @kizhi
Сезон в Летней музейно-этнографической школе на о.Кижи в самом разгаре — 7 групп участников из г. Санкт-Петербурга и Москвы, Петрозаводска и Медвежьегорска уже оставили свои следы на кижской дороге. И хотя у каждой группы был свой маршрут, но все пути вели к памятникам музея-заповедника «Кижи». Обзорные и тематические экскурсии, лекции, музейные занятия и мастер-классы, встречи и открытия… Как всегда, программы групп были разнообразны, а дни насыщены множеством событий.
Все участники проектов подготовились к поездке на остров. Так, учащиеся Российской гимназии при ГРМ из Санкт-Петербурга нашли много стихотворений и песен, посвященных острову Кижи; школьники из московской Прогимназии № 1768 приехали со своими гончарными кругами и ткацкими мини-станками, которые впоследствии оставили в дар Летней школе; дети из Медвежьегорской СОШ №3 привезли образцы заонежской вышивки; ребята из школы-интерната № 21 г.Петрозаводска — материалы для фильма «Ожившая биография», посвященного 100-летию со дня рождения А.В. Ополовникова.
Большая часть детей приехала на остров впервые, но некоторые из участников проектов побывали в Летней школе не один раз. Так, в группе Медвежьегорской школы №3 — 9 из 13 участников уже бывали в Летней школе. «Кто хоть один раз сюда приедет, будет стремиться всю жизнь», — утверждали ребята из этой группы.
Известная пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». В Летней школе время «посева» и «жатвы» сокращено до минимума — 6 дней. Невероятная наполненность времени пребывания в Летней школе. Удивляет невероятное трудолюбие детей и их руководителей, стремление оставить свой след, создать такую работу, которая будет интересна музею.
Юные трудолюбивые «подмастерья» из Прогимназии № 1768 г. Москвы провели несколько мастер-классов по бисероплетению, росписи по дереву и гончарному мастерству, создали и озвучили мультфильм, посвященный северным ремеслам, кроме того создали презентацию по итогам практики и представили ее гостям – сотрудникам отдела экскурсионного обслуживания.
Главным «экспертом» проекта участников из СОШ № 2 г. Петрозаводска — путеводителя по дому крестьянина Елизарова — стал ст.н. сотрудник отдела истории и этнографии музея «Кижи» Олег Скобелев, а сама защита проекта прошла в доме заонежского крестьянина. Именно в экспозиции музея дети представили свой игровой путеводитель, в который вошли загадки, ребусы, задания, с помощью которых можно познакомиться с предметным миром крестьянского дома Заонежья.
А ребята из Медвежьегорской СОШ №3 успели за такое короткое время и создать два альбома по теме «Полотенце в обрядах и в жизни заонежан», и полотенце вышить, и сказку сочинить. Настоящим праздником для детей, руководителей и сотрудников музея стало представление проекта в доме крестьянина Ошевнева! Атмосфера подлинной крестьянской культуры помогла детям достойно представить свой труд.
Сотрудники отдела мониторинга и сохранения природного наследия музея-заповедника «Кижи» организовали экскурсии по экологической тропе острова Кижи и в деревне Подъельники, провели занятия по теме проекта «Все о природе острова Кижи». А дети из кружка «Зоология с основами этологии» из Эколого-биологического центра «Крестовский остров» г. Санкт-Петербурга создали настольную познавательную игру, с помощью которой можно в увлекательной форме познакомиться с флорой и фауной острова Кижи. Первыми в эту игру поиграли юные жители острова, дети сотрудников музея-заповедника «Кижи».
Песню о Кижах, мотив которой дети из Санкт-Петербургской гимназии при ГРМ придумали сами, услышали не только сотрудники музея, которые присутствовали на защите проекта «Кижи: разговор по душам», но и гости нашего острова, ведь презентация проекта проходила во входной зоне музея. Интересен резонанс этого события: один из туристов снял выступление детей на видео и прислал потом в Летнюю школу, а другой подарил солисту пастуший рожок.
«Пребывание на острове станет для нас драгоценным воспоминанием», «Кижи — лучший остров», «Мы еще вернемся», «Низкий поклон всем сотрудникам музея» — эти и другие отзывы детей говорят о том преображении, которое происходит в душах детей и подтверждает значимость проекта «Летняя музейно-этнографическая школа на острове Кижи».