Знак вечности музея, или В чьих руках судьба Преображенской церкви? Vkontakte@kizhi

В чьих руках судьба Преображенской церкви?В чьих руках судьба Преображенской церкви?В чьих руках судьба Преображенской церкви?В чьих руках судьба Преображенской церкви?В чьих руках судьба Преображенской церкви?В чьих руках судьба Преображенской церкви?

В престижную семерку чудес России, которые теперь составят новый Золотой туристический маршрут, вошел музей-заповедник «Кижи» с его знаменитым архитектурным ансамблем, сердцем которого всегда являлась Преображенская церковь. Это еще раз подтверждает, что секрет построенной почти 300 лет назад церкви, и сегодня будоражит умы современных людей.

Все годы существования музея, безусловно, именно Преображенская церковь была главным символом музея и Карелии. И практически все годы судьба этого уникального памятника привлекала и привлекает к себе интерес российских и зарубежных архитекторов и реставраторов. Как сказала директор музея «Кижи» Е.В. Аверьянова, сегодня реставрация Преображенской церкви – это главный вопрос не только музея, он должен стать главным для Карелии, России и международного сообщества.

Включенный в 1990 году в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО Кижский архитектурный ансамбль находится под пристальным вниманием международной организации, в том числе и процесс подготовки к реставрации Преображенской церкви. Заключение последней выездной комиссии ЮНЕСКО в апреле 2007 года на остров Кижи является сегодня основой для последующей работы музея. Экспертами высказано одобрение проделанной музеем работы и предложено правительствам Карелии и России безотлагательно вести реставрационные работы на памятнике. Состоявшаяся в том же году сессия ЮНЕСКО не подтвердила существовавшую тогда в международном сообществе тревогу о переводе Преображенской церкви в номинацию «Памятник в опасности».

Все рекомендации ЮНЕСКО 2007 года музеем выполнены, но главное требование по началу работ властями до сих пор не выполняется. На сегодняшний день нет Генерального подрядчика работ, которого необходимо выбрать по конкурсу теперь уже в 2009 году. Он должен будет выполнять весь комплекс работ по Преображенской церкви и координировать работу привлеченных специализированных организаций при участии Плотницкого центра музея.

С чем же музей подошел к началу основных реставрационных работ? Об этом состоялся обстоятельный разговор 2 июля в музее «Кижи» на выездном заседании секции «Деревянное зодчество» федерального научно-методического совета министерства культуры РФ под руководством И.Г. Семеновой.

Отступление первое.

Заседание секции «Деревянное зодчество» в музее «Кижи» по вопросу реставрации Преображенской церкви было восемнадцатым! в ряду состоявшихся совещаний и научно-методических советов разного уровня уже после одобрения проекта рабочей группой ЮНЕСКО. Началось все в 2000 году с утверждения концепции, в 2001 году был выполнен эскизный проект реставрации. После его рассмотрения на ФМНС МК РФ, министерством культуры России была утверждена архитектурная часть проекта. Инженерные разделы проекта – фундаменты, усиление стен, лифтинг дополнительно прошли государственную экспертизу в Госстрое РФ.

Безусловно, такое количество разного рода рабочих совещаний объясняется важностью проекта и уникальностью памятника, ответственность за судьбу которого прекрасно осознают в музее «Кижи» и в организациях-партнерах по проекту. Но это, к сожалению, не помогает, а только вносит определенную нервозность в работу, так как все совещания заканчиваются разного рода рекомендациями и пожеланиями, а главные события реставрации на сегодняшний день, по сути, не начались.

По словам Николая Попова, заместителя директора музея по реставрации Кижского архитектурного ансамбля, в 2007 году музеем проделан серьезный объем реставрационных работ. Разобран экспозиционный пол трапезной. Проведена раскладка, сортировка и маркировка всех ранее разобранных исторических полов XVIII века, хранившихся в деревне Васильево. В реставрационном комплексе уже начаты первоочередные работы по полам. Промаркировано, разобрано и перевезено в реставрационный комплекс крыльцо Преображенской церкви. Утверждена методика проведения реставрационных работ по иконостасу. Проведена оценка предполагаемых работ по раме иконостаса с накладной позолоченной резьбой. Запланировано завершение работ по монтажу оборудования лифтинга.

По главному вопросу – о методе реставрации памятника четкую позицию музея и авторов проекта высказал главный архитектор проекта, представлявший Генпроектировщика – ОАО «НИИ Спецпроектреставрация» Владимир Рахманов. Он отметил, что реставрация церкви путем ее полной единовременной разборки недопустима. Это может привести к значительной утрате подлинности памятника с большим процентом новодела. А это противоречит главному и первостепенному принципу реставрации – максимальное сохранение подлинности памятников. Предлагается реставрация церкви с полной переборкой элементов, но не единовременно, а поэтапно. Основная часть церкви будет оставаться на месте, являясь по-прежнему основным объектом экскурсионного показа музея-заповедника. Реставрация должна выполняться поярусно (поэтапно) снизу-вверх. Переборка снизу-вверх позволит использовать не только систему лифтинга, но традиционные методы реставрации срубовых строений. Предложенный авторским коллективом лифтинг апробирован на многих объектах реставрации, и не только в России.

Авторский коллектив не создает новую сложную систему лифтинга, а адаптирует существующую систему вывешивания под Преображенскую церковь. Это – единственный выход в нашей ситуации при традиционной переборке снизу-вверх поярусно, так музей «Кижи» без Преображенской церкви существовать не может.

Перед началом основных реставрационных работ по завершению монтажа системы лифтинга будет создана комиссия по проверке готовности объекта к реставрации. Авторский коллектив учитывал, что поярусная реставрация церкви на любом этапе работ может быть приостановлена без ущерба для памятника, и при необходимости будут уточняться реставрационные решения.

Среди экспертов, знакомившихся перед заседанием секции с работой музея по подготовке к реставрации уникального, единственного в своем роде деревянного памятника, к большому сожалению, единства не было.

Один из них - архитектор, лауреат государственной премии, реставратор высшей категории, генеральный директор ООО «Реставрационный центр – архитектура, производство, обучение» из Кирилло-Белозерского музея-заповедника, Александр Попов, имеющий свой четкий взгляд на реставрацию Преображенской церкви только методом единовременной разборки по традиционной технологии. Он после посещения острова, знакомства с состоянием памятника и тем объемом работ, который проделал музей при подготовке к реставрации, сделал выводы, опираясь на события 50-х и 80-х годов прошлого столетия, о том, что ситуация с Преображенской церковью ухудшается,. При этом, поставив в вину музею события, такие, как снятие тесовой обшивки со сруба и металла с кровельных конструкций, введение металлокаркаса в сруб памятника, к коим нынешний коллектив не имеет отношения. Но никаких конструктивных решений, приемлемых в нынешней ситуации, не предложил, кроме метода полной разборки, невзирая на то, что музей при этом лишится своего главного объекта на неизвестное время, а может быть, и навсегда.

Отступление второе.

Очень странным кажется настойчивое желание уважаемого архитектора не видеть очевидного. А очевидное – это готовность музея к самым сложным работам на памятнике, что уже доказано многолетней подготовкой непосредственно к реставрации. Это поддержка музея серьезными организациями России - ООО «Стройреконструкция», ОАО «НИИ Спецпроектреставрация», а также ЮНЕСКО, чьи специалисты рекомендовали проект музея «Кижи» как пилотный проект для реставрации деревянных памятников Европы. Вменять же в вину музею то, что происходило в годы, далекие от сегодняшнего дня и давать безапелляционную оценку действиям известного архитектора А.В. Ополовникова, а также решениям правительства Карелии о реставрации Преображенской церкви путем инженерного усиления и введения металлического каркаса, по сути спасшего памятник, сегодня А. Попову по меньшей мере, некорректно, даже учитывая все его заслуги.

Непонятно, зачем А. Попову нужно тему, по которой собрались члены секции ФМНС МК РФ – итоги работы музея «Кижи» по подготовке к реставрации и планы на ближайший год уводить в дискуссию о методе реставрации, который утвержден уже несколько лет назад, при этом упрекая в непрофессионализме реставраторов прошлых и сегодняшних? Как заметил участвовавший в разговоре член секции академик В.П. Орфинский, сегодня нужно не упрекать предшественников-реставраторов, а не повторять их ошибок.

Известный в России архитектор-реставратор, получивший высшую категорию первым в Санкт-Петербурге, заместитель генерального директора ОАО «Спецпроектреставрация» Марк Коляда на острове Кижи увидел совсем иное. В отличие от своего оппонента, после знакомства с объемом и качеством подготовительных работ, проведенных музеем-заповедником «Кижи» отметил целый ряд новшеств, появившихся при подготовке к реставрации только здесь. Это впервые произведенная заготовка реставрационного леса, использование электроники при обследовании сруба памятника, термическая обработка древесины, хирургическая реставрация элементов бревен, создание уникальной ремонтно-производственной базы.

Марк Коляда отметил, что глубоко проанализированный международный опыт реставрации памятников деревянного зодчества музеем «Кижи» удачно адаптирован к местным условиям и получил одобрение норвежских специалистов по лифтингу. В музее сегодня трудится коллектив специалистов высшего класса, понимающих всю ответственность за судьбу Преображенской церкви. Этому коллективу необходимо помогать, так как сегодня пути назад нет! Реставрировать памятник нужно только методом последовательной переборки без единовременной его разборки. Если только пойти на это, туристов в музее не будет, что приведет к необратимому результату.

То же самое подтвердила и Ирина Семенова, руководитель секции «Деревянное зодчество». Подводя итоги заседания, она отметила, сегодня все специалисты-реставраторы должны понимать, что никто уже не позволит полностью и на длительный срок разобрать этот памятник. Такой подход к реставрации будет сразу означать снятие его с охраны ЮНЕСКО. Кижи – это в определенном плане – политика. Для чего же сегодня нужны разговоры, если утверждены и эскизный проект реставрации, и проект Пискунова по усилению церкви прошел госэкспертизу?

Отступление третье.

В музее, готовом к началу работ по спасению церкви, устали от разговоров и встреч, которые не приводят к какому-нибудь конструктивному итогу, а уводят решение уже практически решенной проблемы все дальше от начала работ.

Разговоры вокруг реставрации Преображенской церкви, время от времени начинающиеся в течение нескольких лет, наводят на вопросы «В чьих же руках сегодня судьба уникального памятника?», « Когда же, наконец, будет принято решение о выборе генерального подрядчика работ?». Ведь время неумолимо бежит вперед, при этом, не улучшая ситуацию с деревянным памятником. Сегодня, спасая Преображенскую церковь без ее полной переборки, музей спасает и авторитет России перед ЮНЕСКО и мировой общественностью, как бы кому-то не хотелось ради собственных амбиций поэкспериментировать с символом русского деревянного зодчества.

Сегодня, правда, у музея появилась надежда, что новый премьер-министр страны и новый министр культуры развернут ситуацию в пользу этого Великого Памятника России.

Елена ДОБРЫНИНА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф