Спецвыпуск «Образование культурой» №5. Творчество без границ @kizhi
В этом году сезон в Летней музейно-этнографической школе на о.Кижи длился 75 дней, начался 26 мая и завершился непривычно поздно — 8 сентября.
За это время школа приняла 13 групп — 147 детей и 30 педагогов — из Медвежьегорского и Пудожского районов РК, г. Петрозаводска, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Ростова Великого. По традиции, в Летней школе побывали победители конкурсов ежегодного праздника «Кижи — мастерская детства» — «Солнечный круг. Народный календарь — традиции и современность».
Новые партнеры — гимназия № 30 г. Петрозаводска, Толвуйская СОШ, Российская гимназия при ГРМ г. Санкт-Петербурга, ДШИ г. Ярославля, изостудия «Семицветик» при ГМЗ «Ростовский Кремль».
«Остров Кижи — это волшебное место, островок счастья в мире радости. Чем дольше ты тут находишься, тем меньше хочется уезжать», - так написал один из участников Летней школы. Почему дети, несмотря на такую насыщенную программу, не хотят уезжать с острова, а, приехав один раз, стремятся вернуться сюда еще и еще? Конечно, удивительная духовная концентрация на таком небольшом пространстве суши: и памятники историко-культурного наследия, и удивительная природа, и люди, сотрудники музея, с которыми дети знакомятся на экскурсиях, занятиях, мастер-классах…
Программа в Летней школе расписана по минутам, на отдых остается очень мало времени. «Ура!» - говорят дети, когда объявляешь им, что после обеда можно отдохнуть 15-20 минут. Но если вдруг отменяется какое-то занятие и появляется пауза, обязательно услышишь вопрос: «А что, разве мы сегодня больше никуда не пойдем?» Да, конечно, второе дыхание открывается не сразу, a, как правило, на третий день. Первые два дня чувствуется некоторое сопротивление… Главное — не останавливаться, не сбавлять темпа. До обеда экскурсия, проектная работа, после обеда занятия, после полдника — конкурс или мастер-класс, а после ужина — совсем небольшая экскурсия и, конечно, «Кижская дорога»…
— А что, мы еще куда-нибудь пойдем?
— Нет, что вы, это «виртуальная» дорога в нашем методическом кабинете.
И так - каждый день, до самого отъезда. Все время спешим, иногда опаздываем, вечно что-то не успеваем сделать, откладываем на третий, четвертый день… А на пятый понимаем, что откладывать дальше некуда и допоздна доделываем либо конкурсную, либо проектную работу. Вечный улей. Либо собираем «мед» — знания, либо «гудим», эти знания обрабатывая. Часто слышишь от детей:
— Когда вы нам дадите работать над проектом? Ведь осталось два дня! Можно мы немного позанимаемся проектом после вечернего чая?
А времени остается все меньше и меньше, и уже совсем скоро защита проекта. Где? В экспозиции музея перед сотрудниками, которые вызывали восхищение детей на занятиях и экскурсиях.
«Олег Александрович — настоящий философ!», «Виола Анатольевна светится!», «У Владлены Евгеньевны та-а-кие глаза! Она такая добрая!», «Марина Михайловна все на свете умеет!» — эти и многие другие отзывы детей передают их восторг.
Итак, мозговой штурм в разгаре! Роли распределены: кто-то рисует, сочиняет стихи, придумывает кроссворды, кто-то повторяет текст выступления, ищет в книгах недостающую информацию…Защита проекта – словно генеральная репетиция спектакля! Названия у «спектаклей» разные: лирическая композиция «Кижи: разговор по душам» детей Российской гимназии при ГРМ Санкт-Петербурга, представление народного костюма «По одежке встречают…» Пудожской музыкальной школы, фольклорная композиция «Катилася яблуня круг огороды…» гимназии № 30 г. Петрозаводска, сказка «Как полотенца дом делили» - Медвежьегорской школы № 3…
И «театральные» площадки разные: входная зона музея, дом Яковлева (почти такой же родной, как и дом Ананьина, для ребят из Толвуи, гимназии № 30), дом Ошевнева, дом Елизарова, выставка «Плотницкое ремесло на Севере»…Неизменно одно — радостное воодушевление детей и педагогов, их гордость за сопричастность Музею и людям, которые в нем работают.
Формы защиты проекта тоже разные: и выставка рисунков, и музыкально-литературная композиция, и презентация альманаха, мультфильма, видеофильма, макета часовни. Ярким событием стала выставка детей студии «Кижская палитра» — «дорожка» из рисунков, ведущая к Кижскому архитектурному ансамблю. Туристы из Германии, Франции задавали детям вопросы, - можно ли купить рисунки и сколько они стоят? Есть вопросы, которые заставляют задуматься. А сколько стоят блики солнечного света на куполах кижских храмов? Веер облаков над Преображенской церковью? Детское творчество не имеет цены, оно бесценно.
Выставка «Заонежская сказка» — еще одна «дорожка» из рисунков детей из школы искусств г. Ярославля и изостудии «Семицветик» Ростова Великого… За мольбертами сотрудники музея, их учитель — руководитель студии «Семицветик» Елена Мельникова, которая проводит мастер-класс по технике акварели… И дети, и взрослые — рядом. Творчество не имеет возраста. Творчество не имеет границ.
Есть места на земле, которые помогают человеку понять себя, раскрыть свои способности. И одно из этих мест — Кижи.