Спецвыпуск «Образование культурой» №5. Учителя приехали учиться @kizhi
В конце лета после приема студенческих групп состоялся заезд трех групп специалистов. Впервые специалисты сфер образования и культуры, как и студенты, приняли участие во Всероссийском конкурсе Летнего университета. Победителями стали учителя технологии, организаторы музейной деятельности в школах г. Петрозаводска, и художники – члены Союза художников Республики Карелия.
Учителя технологии школ г. Петрозаводска представили проект «Обновление содержания, планирования и организации учителем работы школьников по национально-региональному компоненту образования в предмете «Технология» (автор — Т.Г. Галкина). Музейные педагоги на острове работали на тему «Деревянное зодчество Русского Севера. Храмовая архитектура» (автор — С.А. Теплова). А художники в рамках проекта «Пленэр на о. Кижи» (автор — Г.В. Иванов) создавали свои творческие работы.
Группа художников из Петрозаводска и Санкт-Петербурга под руководством Георгия Валерьяновича Иванова приехала на остров во второй раз. Первый пленэр состоялся в 2008 г. Участники сессии провели открытие выставки своих творческих работ «Акварельная осень» на острове. Шесть картин переданы в фонд творческих работ блока музейно-образовательной деятельности. Участники намерены продолжать сотрудничество и планируют приехать на остров в следующем году. Ведь кижская осень — прекрасный источник вдохновения и новых идей для художника.
Летний университет в своей работе с учителями ориентирован на изменяющиеся условия в сфере образования. Пребывание и обучение специалистов на острове позволяет им глубже раскрыть и самим прочувствовать историю и время в приближении к объекту изучения. Новые образовательные стандарты диктуют обязательное знание практической стороны вопроса, определенную самостоятельность ученика. А именно музейно-педагогические методики Летнего университета предполагают углубленное знакомство с памятниками и музейными предметами, детальное осмысление и поиск новых подходов и технологий в их интерпретации.
Для успешной реализации проекта и решения поставленных методических задач для специалистов были подготовлены тематические музейно-образовательные программы. Они включали в себя различные формы работы с группой: лекции сотрудников музея, практические занятия, мастер-классы, экскурсии по острову и памятникам деревянного зодчества, посещение фондовых хранилищ, блок культуротворческой деятельности (участие в конкурсах ЛУ и подготовка творческих отчетов на острове). В дальнейшем учителя смогут использовать не только полученные знания, но и освоенные на острове формы и подходы музейной педагогики. Учителя технологии сами стали учениками опытного музейного педагога — Светланы Александровны Петряковой, руководителя детской изобразительной студии материального художественного творчества «Кижская палитра». Результатом участия в мастер-классах стали объемные открытки и картины, выполненные на пленэре. Также с каждой группой проводился психологический мониторинг — участники ежедневно проходили «Кижскую дорогу», делились своими планами с «Деревом желаний», заполнили анкеты по эффективности работы Летнего университета на острове Кижи.
В ходе проектной работы учителя создавали новые методики изучения и раскрытия музейных предметов, которые можно успешно применять на уроках истории, технологии и интегрированных уроках. Результатом работы учителей технологии станет сборник методических подходов в преподавании предмета «Технология» на тему традиционных ремесел Заонежья с необходимой информацией: исторические справки, описания ремесленных технологий, иллюстративный материал и, конечно же, творческий блок.
Как и учителям технологии, музейным педагогам удалось найти тот вариант проведения урока, на котором в доступной форме дети смогут познакомиться с архитектурно-конструктивными особенностями храма (на примере культовых построек, находящихся сейчас на о. Кижи), внутренним убранством, правилами поведения. Этот урок насыщен интерактивом и различными формами творческих заданий, решая которые, школьник сможет получить максимум информации по теме самостоятельно.
Анализ анкет психологического мониторинга показывает, что учителям удалось «погрузиться в культуру», выполнить свои профессиональные задачи: прочувствовать увиденные воочию памятники, изучить методики по интерпретации объектов и найти новые музейно-педагогические подходы в раскрытии темы. Участники сессий отметили высокую эффективность работы в рамках Летнего университета. Напряженный график, погодные условия и работоспособные творческие коллективы — всё сработало на продуктивный результат.
Вернувшись в город, преподаватели уже смогли провести первую апробацию разработанных уроков у себя в школах. Все участники Летнего университета отметили актуальность и необходимость подобных проектов: «На остров можно возвращаться снова и снова. И ты обязательно найдешь что-то новое для себя, ранее не изведанное» (из отзывов участников Летнего университета).