Где живёт загадка? Vkontakte

Там, где живёт загадка

11 февраля начала свою работу детская интерактивная выставка «Где живёт загадка?»

От идеи до воплощения в жизнь прошло почти два года. Претерпев некоторые изменения, идея трансформировалась с учетом видения пространства выставки дизайнером и художником и пожеланий рабочей группы, руководителем которой стала Ирина Викторовна Палова, заместитель директора музея «Кижи». Даже название выставки поменялось за несколько недель до её открытия. Очень хотелось «оживить» загадку в стенах выставочного зала музея-заповедника «Кижи», чтобы она действительно жила в памяти посетителей и передавалась из уст в уста, как в былые времена. Уверенности в том, что этот замысел может быть осуществлен, придали итоги конкурса детского художественного творчества «Мы рисуем загадку», который был организован и проведен в преддверии выставки.

Конкурс вызвал большой интерес — загадки вдохновили детей и взрослых на создание прекрасных работ. Количество работ, присланных на конкурс из разных регионов России и из-за рубежа, а также отзывы самих участников наглядно продемонстрировали, что тема актуальна и интересна.

Выставка «Где живет загадка?» посвящена старинным русским, карельским и вепсскими загадкам, бытовавшим на территории Карелии.

Мир загадок — предметный мир крестьянской жизни, хозяйства, природы. Загадка скрывается в самых простых вещах. В центре внимания оказывается предмет, который можно осознать через разные его смыслы, в том числе пытаясь понять и отгадать народную загадку.

Многие загадки точны этнографически и расскажут нам о конкретных, весьма любопытных, деталях. Загадка как исторический документ является полноценным свидетельством ушедшего времени и может многое рассказать об истории предмета, о жизни и традициях народа, которым она была создана.

Например, сито для просеивания муки загадывается так: «В лесу срублено, на базаре куплено, по краям липа, а посреди иго-го». Действительно, раньше при изготовлении внутренней сетки для сита использовался конский волос. Мох, который укладывали между бревнами сруба,— плотницкий прием, который загадывается как «болото в избе».

В тексте загадки читается связь с историей материальной культуры народа. Карельская загадка про сосну рассказывает нам о жизни карел и о традиционных промыслах: «Шкуру съедают, кровь в город продают, тело сжигают, рога в лесу оставляют». Поговорка про то, что в голодные годы «карел кору ел» находит свое подтверждение в этой загадке. Действительно, сосновую кору сушили, перемалывали и подмешивали в хлебную муку. Смолу-живицу собирали и продавали в город. Древесину использовали не только для строительства, но и для производства древесного угля, а вот ветки никак не использовались, и перед тем как вывезти из леса ствол, ветки для удобства транспортировки отрубали.

Подобная «составная» загадка есть и у русских Заонежья, но про березу: «Прихлопка, прихлебка, на ноги обутка и ночью свет». Прихлопка — это березовый веник, которым парились в бане, прихлебка — березовый сок, на ноги обутка — лапти из бересты, ночью свет — лучина, которой пользовались вместо свечей, стоивших очень дорого.

Подготовленному взрослому не всегда удается отгадать подобные загадки, а детям, не имеющим специальных знаний, и вовсе не представляется возможным. Однако процесс узнавания и расшифровывания загадки вместе с экскурсоводом вызывает у детей неподдельный интерес. Современному ребенку старинные загадки даются непросто, но иногда бывает достаточно беглого взгляда на предмет, чтобы найти отгадку: «глаза в ушах» — у ушата, или ухват возле печи, загаданный как «рога в избе».

В живом бытовании на территории Карелии до наших дней загадка, к сожалению, практически не сохранилась. Тем не менее, в современном обществе существует интерес к старинной загадке как к особому фольклорному жанру. Определенным источником сохранения загадок являются письменные книги, архивные документы, а музей, в свою очередь, способен сохранять и популяризировать загадку как нематериальное культурное наследие, музейными средствами.

Выставка позволяет современному ребенку познакомиться с подлинным предметом — увидеть, ощупать, оценить фактуру и цвет, ощутить вес и динамику при взаимодействии.

На помощь в организации выставки пришли наши давние партнеры — Детский музей Дворца творчества, детей и юношества г. Петрозаводска и музейно-образовательные комплексы Детского музейного центра, предоставившие этнографические предметы для выставки. Несколько подлинных предметов из частных коллекций заняли свое почётное место на выставке. Почетное, потому что эти вещи можно использовать по прямому назначению: веретено — вертеть в руках и наматывать нить, ухватом — хватать чугун и ставить его в печь.

Уникальные предметы — самовары, разные по форме и по размеру, коллекция красивейших амбарных ключей и замков из фондов музея-заповедника «Кижи» — представлены в витринах. Совместить в пространстве игровой выставки две практически несовместимые стихии — неприкосновенные фондовые предметы и интерактивные экспонаты — оказалось задачей непростой, решение которой было делом принципиально важным.

Помимо внутреннего содержательного наполнения, большое значение имеет художественно-образное решение выставки. Пространство детской выставки должно быть ярким, красивым, комфортным для детей. С этой задачей справились художники — Ирина Панкова, Светлана Петрякова. Кроме того, сами дети стали соавторами выставки — здесь представлены работы воспитанников студии «Кижская палитра» и участников конкурса детского творчества.

Выставка задумана как передвижной проект, открытый для партнерства и готовый включить в себя дополнительные экспонаты, подлинные предметы из музейных коллекций партнеров проекта, игровые пособия и детские творческие работы.

В выставочном зале музея-заповедника «Кижи» по адресу: ул. Федосовой, 19 выставка «Где живёт загадка?» продолжит свою работу до 28 июня.

Анна ИСАКОВА

«Загану тебе загадку»

Так говорили своим внукам заонежские бабушки, загадки они любили и часто сами их сочиняли. Эта традиция жива и по сей день. Предлагаю читателям отгадать мои тридцать три загадки.

  1. Летом — бежит, зимой — лежит, а в доме круглый год стоит.
  2. С неба летит, на земле лежит, весна придёт — в землю уйдет.
  3. Стекольщик молодой приходит зимой.
  4. Всю зиму пролежал — весной убежал.
  5. Зимой плачет и растет, весной с крыши упадёт.
  6. Огнём пышет, теплом дышит.
  7. Домашняя зверушка — мышке не подружка.
  8. Круглолицая девица умылась водицей.
  9. Девицы круглолицы на лавке сидят.
  10. Белая метелица по полю стелется.
  11. За глухими воротами высокий дом — много добра в нём.
  12. Кожаное брюшко, широкий рот.
  13. Собрались красавицы в хоровод.
  14. Девичий хоровод по воде плывет.
  15. Крыльями машет, а взлететь не может.
  16. Щука по озеру проплывает, плавниками воду загребает.
  17. Пояс узорный на камне лежит.
  18. Длинный хвост к руке прирос.
  19. Выходит днём, горит огнём.
  20. Стоит девица на одной ножке, в зеленом сарафане, в ушах сережки.
  21. Стройная девица в белое платье рядится, косы распустила, ветру кланяется.
  22. Старый Федот сторожит огород.
  23. Строй солдат, копья в ряд.
  24. Стоит отряд, стрелы в небо глядят.
  25. Красный нос в землю врос, распустил зеленый хвост.
  26. Два братца пошли по озеру кататься.
  27. Четыре сестры хозяина в лес повели.
  28. У худой козы шесть рогов, а у коровы — двенадцать.
  29. Воды полно брюхо и одно ухо.
  30. Два ножа наперегонки стекло режут.
  31. Польёшь водой — зашипит змеёй.
  32. У одной матери сто детей.
  33. По черному полю катится колоб.
Отгадки:

1. Вода. 2, 4. Снег. 3. Мороз. 5. Сосулька. 6. Печь. 7. Кошка. 8. Вымытая тарелка. 9. Тарелки на посудной полке. 10. Мука на столе. 11. Шкаф. 12. Кошелёк. 13. Венок. 14. Гадание на венках. 15. Мельница. 16. Лодка. 17. Змея. 18. Кнут. 19. Солнце. 20. Ёлка. 21. Берёза. 22. Пугало. 23. Забор. 24. Лук на грядке. 25. Морковка. 26, 30. Коньки. 27. Лыжи, палки. 28. Мутовка, вешалка. 29. Кружка. 31. Каменка. 32. Колос. 33. Луна.

28 февраля 2015 // Татьяна Николюкина

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф