Кижская азбука VkontakteFacebook

Дорогие друзья!

Детский музейный центр музея-заповедника «Кижи» с 3 по 11 июня открывает цикл онлайн-занятий «Кижская азбука». Буквы алфавита расскажут удивительные истории о старинных постройках и предметах, которые живут на острове Кижи. Вы сможете не только познакомиться с ними, но и заглянуть в далекое прошлое, узнать, как жили наши предки. Смекалка и фантазия помогут вам решить творческие задания.

Любите приключения? Тогда вперед за буквой на страницы «Кижской азбуки»!

«Кижскую азбуку» открывает буква А. На эту букву на острове Кижи есть много слов: это и ансамбль, и архитектура, и ангелы с икон. Но начнем мы знакомство со слова «амбар»! Это маленькое по размерам, но незаменимое по важности сооружение. Деревянная постройка для хранения зерна и муки. Внутри амбары делились на отсеки, которые назывались закромами, или сусеками. Рыбные амбары строили на берегу, в них хранили рыбу и рыболовные снасти.

Амбар запирали на замок, потому что там берегли главное богатство крестьянской семьи — запасы зерна. Только кот беспрепятственно пробирался в амбар через специальное отверстие в дверях, чтобы мыши не могли там разгуляться!

На острове Кижи ты увидишь разные амбары — и маленькие, и большие двухэтажные, но одинаковых среди них не найдешь!

✅ Поговорки:

  • Что пожнёшь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь.
  • Посеешь в пору — соберёшь зерна гору.
  • Будешь упорно трудиться — будет хлеб в сусеках водиться.
  • Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в сусеке.

✅ Задание: Помоги кошке найти дорогу к амбару!

В крестьянской усадьбе были все необходимые для жизни постройки. Большой дом, амбар и, конечно, баня, чтобы мыться и стирать бельё.

Строили баню недалеко от дома, обычно на берегу реки или озера. Прежде чем помыться, нужно было потрудиться — принести в баню дров и жарко её натопить, наполнить водой большой котёл и навести в бане порядок, чтобы Баенник не рассердился.

Раньше люди верили, что за печкой-каменкой живёт дух бани — Баенник, и тех, кто в бане шумит, безобразничает, может строго наказать.

✅Добрый день! Сегодня мы знакомимся с буквой В из нашей «Кижской азбуки»!

✅ВЕРЕТЕНО Деревянная точёная палочка, на которую наматывают нить при прядении.

✅Веретено называется так потому, что оно постоянно вертится. Пряха-мастерица вытягивает из кудели ниточку, скручивает, вращает веретено, наматывает на него нить. Скрученную нить называют пряжей и используют для вязания и ткачества.

✅Задание: По картинке соберите носки и варежки по парам. Послушай карельскую сказку «Пряхи у проруби»:

✅Добрый день! Сегодня мы знакомимся с буквой Г из нашей «Кижской азбуки»!

✅ГОРШОК Глиняная посуда для приготовления пищи и хранения продуктов. Много у хозяйки было разных горшков. Горшок с носиком для сбивания масла, огромный горшок для теста — квашня, маленькие горшочки для топлёного масла, большие горшки для нагревания воды. Все горшки сделаны мастером-гончаром из глины вручную при помощи вращающегося гончарного круга и обожжены в печи.

✅Задание: В треснувшем горшке недостаёт двух кусочков. Помоги их подобрать. Посмотри ролик об изготовлении горшка. http://kizhi.karelia.ru/gallery/video/1039.html

Сегодня мы знакомимся с буквой Д из нашей «Кижской азбуки»!

Дом. Дома в нашем северном крае строили крепкие и надёжные. Жильё для большой крестьянской семьи, хлев для домашних животных, кладовки, сени, сарай — всё удобно располагалось в доме, под одной крышей.

Стены дома рубились из сосновых брёвен. Сосна — дерево прочное, смолистое, хорошо подходит для строительства.

Дома украшали резными узорами, делали фигурные наличники для окон, красивые балконы. Вдоль скатов крыши закрепляли узорные доски — причелины, а между ними крепили украшенную сквозной резьбой доску — полотенце. Выглядел такой дом как настоящий сказочный терем!

✅ Задание: Распечатай и дорисуй резные украшения на фасаде дома.

✅ Пройди по ссылке — там тебя ждёт игра «Найди пару»! http://kizhi.karelia.ru/journey/memory/azbuka.html

Добрый день! И снова с нами кижская азбука.

Сегодня мы знакомимся с буквой Е из нашей «Кижской азбуки»!

ЕНДОВА

Большая медная или деревянная чаша с носиком, в которой подавали холодные напитки на княжеских пирах. В старину считали, чем больше медной посуды в доме, тем богаче семья.

✅ Задание: На верхней полке осталось свободное место для медной ендовы.
Нарисуй и раскрась её.

✅Добрый день! Сегодня мы знакомимся с буквой Ё из нашей «Кижской азбуки»! Ёрш.

✅В Онежском озере обитает много видов рыб — окуни, щуки, лещи, налимы, судаки, ерши. Ёрш — небольшая рыбка с колючими плавниками. С помощью острых шипов на спине ёрш защищается от больших хищных рыб, например от щуки.

Да и людям брать ерша, вынутого из воды, голыми руками небезопасно, можно уколоться. Оказавшись на суше, ёрш растопыривает свои плавники и выглядит сердитым и взъерошенным.

✅Задание: Найди самого большого и самого маленького ерша в улове.

✅Добрый день! Сегодня мы знакомимся с буквой Ж из нашей «Кижской азбуки»!
✅ ЖЕРНОВА Два тяжёлых каменных диска, положенных друг на друга. В середине верхнего камня есть отверстие, в которое засыпается зерно. При вращении верхнего жернова, зерно попадает между камнями и перемалывается в муку. Тяжёлые жернова вращали вручную.

Пословица Жернова сами не едят, а людей кормят.

✅Задание: Найди два небольших плоских камня и несколько зёрен (можно попросить у мамы немного гречневой или перловой крупы). Попробуй растереть их между камнями. Так ты поймёшь, как раньше перемалывали зерно в муку.

✅ Добрый день! Сегодня мы знакомимся с буквой З из нашей «Кижской азбуки»!
✅ ЗАМОК
✅ Это механическое устройство, с помощью которого можно запереть дверь или дверцу, чтобы никто, кроме хозяина, не мог её открыть. Встречались разные замки: большие амбарные замки и маленькие замочки для сундучков и шкатулок. Замки и ключи к ним изготавливали кузнецы-замочники, каждый замок был не только прочным, но и очень красивым. Крестьянские дома часто совсем не запирались, потому что свое главное богатство — урожай зерна — семья хранила не в доме, а в амбаре.
✅ Задание: Отгадай загадку. Маленькая собачка дом сторожит. Не лает, не кусает, в дом не пускает.

✅ Посмотри на картинку и подбери ключ к замку.

✅Добрый день! Сегодня мы знакомимся с буквой И из нашей «Кижской азбуки»!

✅ИКОНА

✅Изображение Бога, Богоматери, святых и событий, связанных с их жизнью. В старину иконы называли образами, потому что на многих иконах запечатлён образ Божий. В крестьянской избе икона располагалась в красном углу — на самом почётном месте. Наши предки были людьми верующими, каждый день молились перед иконой. Писали икону на деревянной доске, используя специальные краски. Мастер-иконописец сам готовил краски из природных красителей. Древние мастера-иконописцы использовали небольшое количество цветов. Каждый цвет на иконе имеет особое значение и скрытый смысл.

✅Задание: изучи по картинке назначение цветов в иконописи.

✅Добрый день! Сегодня мы знакомимся с буквой Й из нашей «Кижской азбуки»!

✅ЙОУХИККО

✅Традиционный карельский струнный смычковый инструмент. Обычно на йоухикко было три струны из конского волоса. Сам инструмент делали из дерева. На йоухикко играли музыканты-самоучки. Также любимыми музыкальными инструментами в народе были кантеле, гармонь, рожки и дудки разных размеров.

✅Распечатай картинку и дорисуй на йоухикко недостающие струны.

✅Добрый день! Сегодня мы знакомимся с буквой К из нашей «Кижской азбуки»!

✅КОШЕЛЬ

Это приспособление для переноски грузов. Кошель похож на современный рюкзак, только сделан из бересты. Крестьянин брал кошель, когда отправлялся в дорогу: в лес за грибами и ягодами, или на рыбалку, чтобы переносить в нём пойманную рыбу. Береста — это верхний слой берёзовой коры, очень прочный, лёгкий и недорогой материал. Из бересты плели заплечные кошели и лапти, делали туеса, солонки, корзины и короба, даже детские игрушки-погремушки и мячи.

✅Загадка: В лес идёт — домой глядит, домой идёт — в лес глядит.

Добрый день! Сегодня мы знакомимся с буквой Л из нашей «Кижской азбуки»!

Лемех — деревянная черепица, которой покрывали главки церквей и часовен. Лемех вытёсывали топором из осины. Чтобы покрыть главки Преображенской церкви на острове Кижи, нужно было несколько возов лемеха. В старину лемех на главки церквей крепили с помощью деревянных «гвоздей» — нагелей, позднее его стали прибивать железными коваными гвоздями.

Главки, или купола церквей ещё называют луковками. Как ты думаешь, почему? Купола деревянных церквей на острове Кижи очень похожи на шлемы русских богатырей.

А что они напоминают тебе?

✅ Задание: Пройди по ссылке и посмотри ролик об изготовлении лемеха! http://kizhi.karelia.ru/crafts/izgotovlenie-lemeha

Добрый день! Сегодня мы знакомимся с буквой М из нашей «Кижской азбуки»! Мельница.
Хлеб без муки не испечь, а чтобы получить муку, зерно нужно перемолоть. Для этого крестьяне строили мельницы, где силы ветра или воды приводили в движение жернова.

Ветряные мельницы сооружали на высоких, открытых всем ветрам местах. Ветер вращал их лопасти-крылья и двигал мельничные жернова. Водяные мельницы строили вблизи водоемов, лопасти-колеса водяной мельницы вращались течением реки.

✅ Задание:

  • Распечатай картинку и соедини точки.
  • Сосчитай, сколько крыльев у ветряной мельницы.

Добрый день! Сегодня мы знакомимся с буквой П из нашей «Кижской азбуки»!

Прялка. Предмет, с помощью которого женщины и девушки пряли — скручивали волокно в нить. Верхняя часть прялки называется лопаской. К лопаске привязывали кудель — пучок овечьей шерсти или льняного волокна. На нижней части, которая называется донцем, сидела сама пряха. Прялка могла быть составной — состоять из двух частей, соединённых между собой, или саморослой — такую прялку изготавливали из цельного куска дерева, для чего ель или берёзу выкапывали с корнем. Из ствола дерева получалась лопаска, а из корня — донце прялки.

✅Задание:

  • Посмотри рассказ пряхи Настеньки: https://yadi.sk/i/lkXnPUwp3PsgGo
  • Прялку украшали резьбой или росписью. Распечатай рисунок прялки и нарисуй на ней свой узор.

Добрый день! Сегодня мы знакомимся с буквой Ц из нашей «Кижской азбуки»! Церковь. Особое место, куда приходят верующие люди, чтобы обратиться к Богу. Остров Кижи расположен в водах Онежского озера. Именно там более трехсот лет назад была построена многоглавая деревянная Преображенская церковь. На Кижском погосте по древней традиции возведены две церкви. Многоглавая Преображенская церковь — величественная и нарядная. Покровская церковь — более скромная, но тоже очень красивая. Преображенская церковь — летняя, а Покровская церковь — зимняя, когда-то в ней были печи для отопления. Кижский ансамбль из двух церквей дополняет колокольня. Колокольный церковный звон созывал верующих к богослужению. Церкви Кижского погоста построили из могучих сосновых бревен заонежские плотники. Современные плотники-реставраторы брёвнышко за брёвнышком восстанавливали, реставрировали старую деревянную церковь. Будет стоять обновлённая Преображенская церковь и радовать людей своей красотой еще много сотен лет!

✅ Задание: Колокольный звон нужен для того, чтобы созывать верующих на службу, а ещё в главный колокол били при пожарах и бедствиях. Распечатай задание и на рисунке и получи рисунок своего колокола, соединив последовательно точки.

Посмотри мультфильм!

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф