Первые шаги в музейной деятельности были сделаны Региной Борисовной в качестве экскурсовода

«С Региной мы познакомились в Петрозаводске жарким летом 1971 года. Мы шли по улице с одной из наших „внештатниц‟ [внештатных экскурcоводов] и говорили о том, кто придет им на смену. Вдруг она показала на противоположную сторону улицы и сказала: — Видишь, идёт юная блондинка с карими глазами? — Вижу. — Вот она и сменит… Регина! Блондинка остановилась. Мы перешли на другую сторону улицы. — Регина, хочешь работать в Кижах экскурсоводом? — Конечно. А что для этого надо? — Для начала познакомиться с Борей, то есть Борисом Александровичем, а он тебе всё расскажет.

После первого же сезона в одной из публикаций А. Павловского в „Ленинской правде‟ Регина Калашникова была названа среди лучших экскурсоводов музея. Она принадлежала к тому поколению первых экскурсоводов, которые своими знаниями, творческим обаянием, артистизмом украшали музей в начале 1970-х годов…»

// Борис Александрович Гущин, историк, этнограф, писатель, театральный критик, один из основателей и первых сотрудников музея «Кижи»

Экскурсию ведет Р.Б. Калашникова

Остров Кижи. 2002 г. Видеоархив музея «Кижи».


В 1986 году Р.Б. Калашникова перешла на постоянную работу в музей «Кижи» на должность научного сотрудника

Перед ней открылся многогранный мир музейной деятельности, ключевое место в котором занимали сбор, изучение и сохранение культурного наследия.

В результате экспедиционной работы в музейный фонд Региной Борисовной сдано 1317 предметов, к каждому из которых подготовлено экспертное заключение. Это были орудия труда, посуда, предметы одежды, музыкальные инструменты и многое другое:

«В начале 1990-х годов по инициативе Регины Борисовны музей „Кижи‟ приобрёл ценную коллекцию книг крестьян Корниловых из деревни Кургеницы. Хорошо помню, как мы вместе с ней рассматривали эти новые поступления, радовались столь ценному пополнению музейных фондов. У нас появился общий интерес — история семьи Корниловых. Вслед за Региной Борисовной и по её рекомендации я познакомился с одной из дочерей Г. П. Корнилова — последнего владельца коллекции, записывал её рассказы об отце. О коллекции рукописей Корниловых я написал несколько статей. Одна из них — „Потаённое знание заонежских крестьян Корниловых‟» (читать➚).

// Александр Валерьевич Пигин, доктор филологических наук, ИЯЛИ КарНЦ РАН, ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

Регина Борисовна о музейной фольклористике

Конференция детского музейного центра. г. Петрозаводск. 2002 г. Видеоархив музея «Кижи».


Во время многочисленных экспедиций в различные районы Карелии Регина Борисовна записывала истории крестьянских семей, этнографические рассказы об укладе жизни, календарных, семейных обрядах и деревенских праздниках, а также традиционные песни и танцы

Она стала одним из инициаторов создания Фольклорного архива в музее «Кижи». Сегодня он насчитывает более 350 часов записей песен, причитаний, сказок, устных рассказов и других жанров:

«Регина Борисовна высоко ценила собирательскую работу и использовала для неё всякую возможность. Помню, как в 2003 году в день нашего короткого пребывания в Кузаранде и Шуньге на научно-практической конференции, посвящённой Ирине Федосовой, чутьё собирателя помогло Регине безошибочно выявить информантов и как те, ответствуя её заинтересованности и особому такту, тут же соглашались на запись».

// Софья Михайловна Лойтер, доктор филологических наук, профессор КГПУ

Ещё до начала работы в музее Р. Б. Калашникова занималась изучением творчества детского писателя Даниила Хармса

Уже тогда была видна её исследовательская жилка и большой научный потенциал:

«Начинала Регина Борисовна Калашникова свою исследовательскую деятельность как литературовед, опубликовала 3 статьи по творчеству Даниила Хармса. Интерес к детской литературе и сблизил нас. Я в то время переписывалась с известным детским поэтом Михаилом Ясновым. Послала ему сборник „Проблемы детской литературы‟, где были опубликованы Регинина и моя статьи. Работа Регины заинтересовала поэта, они стали переписываться, и она даже обращалась в издательство „Карелия‟ с предложением опубликовать его книгу. К сожалению, издательство не смогло включить её в план. Этот эпизод показывает, что за человек была Регина: отзывчивый, деятельный. Подругами мы никогда не были, но время от времени пересекались, ибо у нас была одна стезя — наука».

// Елена Ивановна Маркова, доктор филологических наук, член Союза писателей России

Воспоминания Елены Ивановны Марковой о первых исследованиях Регины Борисовны

г. Петрозаводск. 2022 г. Видеоархив Е.И. Марковой.


В музее «Кижи», изучая различные стороны крестьянской жизни, Регина Борисовна особое внимание уделяла молодёжной культуре.

Именно эта тема легла в основу её диссертационной работы. Ей удалось выделить «бесёду» (молодёжную вечеринку) как тип игры и тщательно изучить стилистику бесёдных песен, представив в широком фольклористическом, историко-этнографическом и культурологическом контексте новую, до неё не изученную грань народной культуры Заонежья:

«21 декабря 1998 года. В отделе фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) в этот день был праздник: состоялись защиты двух фольклорных диссертаций. Одна — Татьяны Степановны Каневой о песенно-игровом фольклоре Усть-Цилемского района Республики Коми, другая Регины Борисовны Калашниковой — „Бесёдные песни Заонежья второй половины XIX века‟. Именно со словом „праздник‟ у меня и ассоциируется образ Регины Борисовны.

Тема диссертации поразительно шла ей. Я специально употребляю слово „шла‟, как мы говорим о платье или платке, которые „идут‟ женщине, украшают её, делают привлекательной, вносят в её облик гармонию. Эта тема отвечала её внутренней сути — умение видеть в жизни добрые стороны. Молодёжная Заонежская бесёда, столь талантливо и любовно ею описанная, вносила в крестьянский быт гармонию и праздник. Бесёдное веселье некогда было неотъемлемой стороной традиционной жизни севернорусской и карельской деревни. Бесёда являла поэтизацию и идеализацию действительности, порой очень суровой, без чего не может состояться полноценное духовное становление молодого человека. Регина Борисовна это понимала — понимала, наверное, на интуитивном уровне. Поэтому бесёдный праздник она вынесла со страниц своего сугубо научного труда в жизнь — на остров Кижи. Фольклорно-этнографический ансамбль, созданный Региной Борисовной в 1989 году и продолжающий жить в наши дни, несёт гостям острова праздник, прикосновение к которому делает гостей острова чище и добрее».

// Татьяна Григорьевна Иванова, доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом)

Результаты своей научно-исследовательской деятельности Регина Борисовна воплотила в публикациях, которых за годы работы в музее было немало.

В том числе: монография «Бесёды и бесёдные песни Заонежья второй половины XIX века», статьи, посвящённые вечериночной традиции Вытегорского и Пудожского уездов Олонецкой губернии конца XIX — начала XX в.

В последние годы научный интерес Регины Борисовны был направлен на изучение жизни и судеб олонецких священников

В том числе священнических семей Плотниковых, заонежских священников М. Русанова, А. Петухова и др., священников-корреспондентов Русского географического общества➚.

Регина Борисовна умела объединять людей вокруг общей идеи, организовывать мероприятия разных уровней и направлений.

Именно от неё исходила инициатива проведения конференции «Рябининские чтения»: «Р. Б. Калашникова, которой принадлежит блестящая идея организации этой конференции, обратилась ко мне за советом, кого пригласить возглавить оргкомитет и как назвать конференцию. Я сразу сказала: только Б. Н. Путилова, его имя и авторитет привлекут внимание лучших учёных нашей страны. В научном мире все знают друг другу цену. Написала Борису Николаевичу письмо, он сразу согласился. Потом ему отправили официальное приглашение. Он и посоветовал утвердить название „Рябининские чтения‟. Сейчас наша конференция считается самой значимой и авторитетной конференцией по сохранению культурного наследия Русского Севера. Приходилось даже слышать в Санкт-Петербурге от крупнейших ученых, что „Рябининские чтения‟ считаются эталоном научной конференции по уровню и организации».

// Валентина Павловна Кузнецова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклористики и литературоведения (с фонограммархивом) ИЯЛИ КарНЦ РАН

Видеофрагмент с лекции «Городская культура в деревне на рубеже XIX—XX вв.».

г. Петрозаводск. 2005 г. Видеоархив музея «Кижи».

В 1990-е годы в музее «Кижи» задумались о проведении фольклорных лекториев как о перспективном культурно-образовательном проекте.

Регина Борисовна предложила создать цикл лекций-концертов под общим названием «Праздничная культура русских Олонецкой губернии на рубеже XIX—XX вв.»:

«Читала, а точнее рассказывала, сама Регина Борисовна Калашникова. Кто слышал эти лекции, тот никогда не забудет её мягкий голос и нежную улыбку, высококультурную, грамотную, красивую речь и обилие нюансов, которыми Регина Борисовна выделяла то или иное интересное сведение, подчёркивая его важность. Она испытывала огромную потребность делиться своим знанием с другими людьми и умела рассказать о сокровенном доступно».

// Софья Михайловна Лойтер, доктор филологических наук, профессор КГПУ

Проект фольклорного лектория продолжает жить и сегодня.

Ежегодно фольклорный ансамбль музея «Кижи» выезжает в разные районы Республики Карелия с лекциями-концертами, во время которых знакомит зрителей с традиционными песнями, танцами и музыкальными инструментами.

Об истории создания фольклорного коллектива в музее-заповеднике «Кижи».

г. Петрозаводск. 2004 г. Видеоархив музея «Кижи».

В 1989 году Р. Б. Калашникова возглавила творческий коллектив коллег.

Увлечённые народными песнями искусствоведы, этнографы, реставраторы, хранители коллекций объединились в музейный фольклорный коллектив, который был призван представлять традиционную культуру во всем её многообразии:

«Не перестаю удивляться дальновидности Регины Борисовны и её умению убеждать. Она не только осознавала особое место фольклора в формировании представления о народной культуре, но сумела убедить руководство в необходимости создания постоянной музейной структуры, которая призвана заниматься изучением и презентацией нематериального культурного наследия. Даже сейчас, спустя двадцать лет, лишь единицы этнографических музеев могут похвастаться наличием такого подразделения, за которым многие видят будущее современного музея. Региной Борисовной были обозначены основные принципы и подходы к презентации фольклорного наследия в музее, которые и сегодня лежат в основе деятельности созданного ею коллектива. Фольклорный ансамбль музея „Кижи‟➚ с успехом продолжает дело своего основателя».

// Наталья Сергеевна Михайлова, начальник отдела изучения и музейной презентации фольклорного наследия, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Кижи»

Понимая важность сохранения фольклорного наследия через его освоение, Регина Борисовна инициировала создание фольклорных коллективов разных поколений.

На ежегодных Пасхальных встречах, которые проводятся в музее, собирались потомственные заонежане, волею судеб оказавшиеся в городе. Она поддержала их стремление исполнять песни родителей. Так возникла фольклорная группа старшего поколения «Куделюшка»➚. Коллектив продолжает свою деятельность и сегодня.

Особое внимание Регина Борисовна уделяла детям, поддерживая их интерес к народным песням.

Первыми участниками этой фольклорной группы стали дети сотрудников музея «Кижи». Сегодня это детская фольклорная студия, в которой занимаются все желающие.


Рассказывая о Регине Борисовне, всегда отмечают её интеллигентность, доброту и преданность своему делу:

«Вспоминаю то время, которое мы проводили вместе на острове Кижи, в деревне Жарниково, — и мне слышится смеющийся, поющий голосок Регины, самый высокий в нашей фольклорной группе, отличавшийся ото всех какой-то особой мелодичностью и тембром. Регина подбирала для нас песни, знакомилась с носителями песенных традиций...

Мы выезжали в Шуньгу, Ламбасручей, Великую Губу. Регина, как никто другой, слушала рассказы пожилых людей об их судьбах и при этом умела утешить их и направить на воспоминания о молодых годах».

// Елена Михайловна Наумова, реставратор, хранитель фонда тканей

«В 1990-е годы Регина Борисовна писала кандидатскую диссертацию о бесёдных песнях Заонежья. Так получилось, что на предзащите этой работы на кафедре русской литературы Петрозаводского университета ее экспертизу поручили мне. Не помню уже, какие именно я сделал замечания, но их было весьма много. Я был тогда ещё сравнительно молод, искренне считал, что о чувствах автора заботиться не стоит, поскольку наука „превыше всего‟. Регина Борисовна явно расстроилась, но виду не показала и не ушла в ту бессмысленную и резкую полемику, на которую часто решаются в таких ситуациях люди эмоционально неуравновешенные. Ей были свойственны выдержка, деликатность и чувство благодарности, которые она продемонстрировала и в тот раз.

Регина Борисовна была очень щедрым человеком, она охотно делилась с коллегами своими знаниями и материалами. Не помню сейчас, в какой связи, но мне понадобилась однажды информация о заонежских священниках. А Регина Борисовна в тот период как раз изучала историю заонежских священнических семей. Она не только помогла мне найти интересовавшие меня сведения, но и передала свой электронный архив по этой теме».

// Александр Валерьевич Пигин, доктор филологических наук, ИЯЛИ КарНЦ РАН, ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

«Регина Борисовна вспоминается как человек, вокруг которого как бы сама собой создавалась особенная атмосфера тихой и тёплой поддержки благодаря свойственной ей необыкновенной душевности, открытости, чувству собственного достоинства и так редко встречающейся способности к пониманию, о которой ещё Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих „Письмах о добром и прекрасном‟ писал, как об обязательной составляющей интеллигентности и красоты».

// Елена Геннадьевна Любимцева, хранитель фондов музея-заповедника «Кижи»

Список цитируемых материалов

Памяти Регины Борисовны Калашниковой

Кижский вестник. № 10. Петрозаводск, 2005.

Гвоздева Ж. В. Вечеринки, игры, обряды, эпические песни в музейном лектории

Газета «Кижи». 2009. № 9.

Михайлова Н. С., Пахомова Д. Н., Николюкина Т. В. Музей и фольклор: дайджест материалов газеты «Кижи». 2005—2012 гг.

Петрозаводск, 2013.

Лойтер С. М. Жизнь как песня

Газета «Кижи». 2006. № 1.

Герасимова Е. В., Гвоздева Ж. В. Живая старина народов Карелии

Газета «Кижи». 2013. № 5.

Михайлова Н., Кантор В. Фольклорно-этнографический театр: опыт методической и просветительской работы

Газета «Кижи». 2012. № 3.

Михайлова Н. С. Фольклорно-этнографический театр: специфика работы музейного коллектива

Актуальные проблемы развития музеев-заповедников. Петрозаводск, 2006.

Михайлова Н. С. Фольклорный ансамбль музея «Кижи»: основные принципы и перспективы развития

Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея-заповедника «Кижи»). Петрозаводск, 2016.

Набокова И. И. Регина Борисовна Калашникова (1952—2005)

Живая старина. 2006. № 1. С. 61.

Николюкина Т. К 20-летию создания ФЭТа

Газета «Кижи». 2009. № 1.